Page 55 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 55
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Причиной несвоевременных и несоразмерных воздействий пилота
на органы управления явились, наиболее вероятно, отсутствие у пилота
специальных знаний и летных навыков на данном типе ВС.
22.08.13 АПБЧЖ с самолетом ЕЭВС TЛ-2000Ш RA-0568G ООО
«АвиаТех» (Российской Федерации) в районе а/д Пирогово
Удмуртской Республики (Россия)
КВС планировал выполнить тренировочные полеты в районе
аэродрома Пирогово с расчетами на посадку с имитацией отказа двигателя
на различных этапах полета. На борту ВС находился пассажир с целью
ознакомительного полета с перспективой приобретения ВС в дальнейшем.
Все предполетные процедуры КВС выполнил без замечаний.
Всего до аварийного полета было выполнено 7 полетов. После
выполнения полета по правой «коробочке» КВС при заходе на ВПП
повторил расчет на посадку с имитацией отказа двигателя и последующий
взлет с «конвейера» (восьмой полет).
В этом полете КВС отработал расчет на посадку на подобранную
площадку с имитацией отказа двигателя с МК≈310° при полете из района
третьего разворота в район первого разворота.
В дальнейшем, выполняя полет по «коробочке», после выполнения
третьего разворота и подбора посадочной площадки, на МК=270° с
высоты 200 м и скорости 130 км/ч КВС приступил к расчету посадки с
имитацией отказа двигателя. Закрылки находились в убранном
положении. Убрав РУД на «Малый газ», КВС выполнял планирование по
глиссаде на подобранную площадку. На высоте 15-20 м, при выводе
двигателя на максимальный режим для перевода ВС в набор высоты,
самолет с правым креном начал резко терять высоту. На отклонение КВС
РУС «влево до упора» и дачу левой ноги самолет реагировал вяло.
Самолет столкнулся с земной поверхностью.
По заключению комиссии, система управления самолетом была
исправна и работоспособна до момента столкновения ВС с земной
поверхностью, версия отказа двигателя также не нашла подтверждения.
Вероятнее всего, при выполнении расчета на посадку с имитацией
отказа двигателя при планировании в направлении на солнце КВС был
ослеплен солнечными лучами и бликами от фонаря кабины и не мог
контролировать скорость полета. При потере скорости менее 80 км/ч
произошло сваливание самолета.
Сваливание самолета произошло на высоте 15-20 м. Из-за
скоротечности события, КВС не успел привести в действие бортовую
парашютную систему.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
ослепление КВС солнечными лучами и бликами от остекления
кабины при выбранном направлении захода на подобранную с воздуха
посадочную площадку в сторону солнца, что при нахождении КВС на
правом кресле в кабине самолета затрудняло считывание значений
скорости с указателя, расположенного на левой части приборной доски;
53 Сборник №26