Page 58 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 58
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Таким образом, перед посадкой на дозаправку на аэродром
Африканда в расчетное время в топливных баках должно было оставаться
16-21 л авиационного бензина.
Однако за несколько минут до расчетного времени посадки экипаж
визуально обнаружил дымы и доложил диспетчеру МДП
Мурманск-район: «Пока не сажусь, сошел с маршрута на дым».
Прибыв к месту возгорания леса и с целью оценки площади лесного
пожара, экипаж произвел снижение с высоты 600 м до высоты 100 м.
Согласно расчетам, топлива в баках к этому моменту оставалось
порядка 8-13 л, что составляло менее 1/8 от полной заправки топливом.
После снижения на высоту 100 м КВС приступил к выполнению
разворотов с переменными кренами (от 45° до 60°) с целью точного
определения границ пожара. В процессе выполнения облета границ
участка лесного пожара произошла самопроизвольная остановка
двигателя, винт перешел в режим авторотации.
По докладу пилота, он попытался запустить двигатель путем
перемещения РУД на разные режимы и подкачивания топлива в
карбюратор шприцем. Шприц наполнялся медленно (что
свидетельствует об отсутствии достаточного количества топлива в
трубопроводах) и только со второй-третьей попытки КВС удалось
подать какое-то количество топлива к двигателю, однако работа
двигателя не восстановилась, он продолжал «чихать» и давать сбои,
винт авторотировал. Согласно РЛЭ самолета, если двигатель
выключился из-за перебоев с подачей топлива, а винт авторотирует,
необходимо вывести самолет в горизонтальный полет и через 20 с
двигатель должен запуститься самостоятельно. Наиболее вероятно, из-за
малой высоты полета двигатель запуститься не успел, и КВС принял
решение на выполнение вынужденной посадки на лес. Перед посадкой,
в нарушение раздела 5 «Действия в аварийных ситуациях», п. 5.1.
«Аварийная посадка на сушу», КВС не перекрыл топливный кран и не
выключил аккумулятор, так как надеялся, что двигатель восстановит
устойчивую работу. Посадка произведена с убранными закрылками.
Вследствие уменьшения скорости полета перед посадкой
воздушный винт остановился. В процессе посадки самолет лег плашмя на
деревья, вывернув их с корнем, что уменьшило вертикальную скорость
при приземлении.
Причиной АП явилось самовыключение двигателя в полете на
высоте около 100 м при выполнении осмотра места лесного пожара, что
привело к выполнению вынужденной посадки на лес и значительному
повреждению воздушного судна. Самовыключение двигателя, наиболее
вероятно, произошло вследствие энергичных эволюций самолета в
процессе снижения и разворотов при осмотре границ лесного пожара,
что при малом остатке топлива привело к оголению заборных штуцеров
топливных баков и образованию воздушной пробки в топливопроводе.
АП обусловлено сочетанием следующих неблагоприятных
факторов:
Сборник №26 56