Page 58 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 58

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Таким  образом,  перед  посадкой  на  дозаправку  на  аэродром
          Африканда в расчетное время в топливных баках должно было оставаться
          16-21 л авиационного бензина.
               Однако за несколько минут до расчетного времени посадки экипаж
         визуально   обнаружил    дымы    и   доложил   диспетчеру   МДП
         Мурманск-район: «Пока не сажусь, сошел с маршрута на дым».
               Прибыв к месту возгорания леса и с целью оценки площади лесного
          пожара, экипаж произвел снижение с высоты 600 м до высоты 100 м.
               Согласно  расчетам,  топлива  в  баках  к  этому  моменту  оставалось
          порядка 8-13 л, что составляло менее 1/8 от полной заправки топливом.
               После  снижения  на  высоту 100 м  КВС  приступил  к  выполнению
          разворотов  с  переменными  кренами (от 45°  до 60°)  с  целью  точного
          определения  границ  пожара.  В  процессе  выполнения  облета  границ
          участка  лесного  пожара  произошла  самопроизвольная  остановка
          двигателя, винт перешел в режим авторотации.
               По  докладу  пилота,  он  попытался  запустить  двигатель  путем
          перемещения  РУД  на  разные  режимы  и  подкачивания  топлива  в
          карбюратор   шприцем.    Шприц     наполнялся   медленно    (что
          свидетельствует  об  отсутствии  достаточного  количества  топлива  в
          трубопроводах)  и  только  со  второй-третьей  попытки  КВС  удалось
          подать  какое-то  количество  топлива  к  двигателю,  однако  работа
          двигателя  не  восстановилась,  он  продолжал «чихать»  и  давать  сбои,
          винт  авторотировал.  Согласно  РЛЭ  самолета,  если  двигатель
          выключился  из-за  перебоев  с  подачей  топлива,  а  винт  авторотирует,
         необходимо  вывести  самолет  в  горизонтальный  полет  и  через 20 с
          двигатель должен запуститься самостоятельно. Наиболее вероятно, из-за
          малой  высоты  полета  двигатель  запуститься  не  успел,  и  КВС  принял
          решение на выполнение вынужденной посадки на лес. Перед посадкой,
          в  нарушение  раздела 5 «Действия  в  аварийных  ситуациях»,  п. 5.1.
          «Аварийная посадка на сушу», КВС не перекрыл топливный кран и не
          выключил  аккумулятор,  так  как  надеялся,  что  двигатель  восстановит
          устойчивую работу. Посадка произведена с убранными закрылками.
               Вследствие  уменьшения  скорости  полета  перед  посадкой
          воздушный винт остановился. В процессе посадки самолет лег плашмя на
          деревья,  вывернув  их  с  корнем,  что  уменьшило  вертикальную  скорость
          при приземлении.
               Причиной  АП  явилось  самовыключение  двигателя  в  полете  на
          высоте около 100 м при выполнении осмотра места лесного пожара, что
          привело  к  выполнению  вынужденной  посадки  на  лес  и  значительному
          повреждению воздушного судна. Самовыключение двигателя, наиболее
          вероятно,  произошло  вследствие  энергичных  эволюций  самолета  в
          процессе  снижения  и  разворотов  при  осмотре  границ  лесного  пожара,
          что при малом остатке топлива привело к оголению заборных штуцеров
          топливных баков и образованию воздушной пробки в топливопроводе.
               АП  обусловлено  сочетанием  следующих  неблагоприятных
          факторов:


          Сборник №26                    56
   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63