Page 50 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 50
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
12.07.13 катастрофа ЕЭВС автожира «Калидус» RA-0038А
частного лица (гражданина Российской Федерации) в районе
г. Брянск (Россия)
На борту ВС находились пилот и пассажир.
12.07.13 КВС (пилот СВС) автожира «Калидус» RA-0038A в составе
группы из двух автожиров, в соответствии с планом, выполнял полет по
маршруту п.п. ООО «Агро Авиа Воскресенск» – а/д Брянск (Бежица) для
участия 13.07.13 в показательных полетах с целью рекламы автожиров.
После посадки в а/п Бежица и заруливания на стоянку к автожирам
подошла группа сотрудников аэродрома, среди которых был директор
Брянского АСК «Бежица» ДОСААФ РФ. Он заинтересовался автожиром
и попросил выполнить с ним показательный полет.
Перед вылетом КВС и директор договорились, что пилотировать
будет КВС, а директор вести радиосвязь и выполнять роль штурмана, что
является нарушением ФАП-147, так как КВС не имел допуска к
инструкторской работе, а пассажир не имел свидетельства пилота
сверхлегкого воздушного судна.
Полет выполнялся по ПВП согласно ИПП аэродрома.
Со слов КВС, при полете по маршруту в безопасных зонах с целью
ознакомления с характеристиками ВС выполнялись различные маневры,
при этом пассажир неоднократно вмешивался в управление полетом.
Обратный полет выполнялся на высоте 150-200 м (до пролета
первой высоковольтной линии электропередач (ЛЭП-1), при этом
приборная скорость составляла 130-140 км/ч.
После пролета ЛЭП-1, со слов очевидца, ВС начало пологое
снижение и в районе стока очистных сооружений заняло высоту 7-10 м,
далее выполнялся горизонтальный полет до столкновения с ближней по
полету второй линией электропередач (ЛЭП-2). Очевидец находился в
надувной лодке на фарватере реки Десна. Горизонтальный полет на
протяжении 50-100 м до столкновения с ЛЭП-2 подтверждают и
очевидцы, находившиеся на берегу около ЛЭП-2.
Из расчетов, произведенных на основании показаний очевидцев,
наиболее вероятно, что участок горизонтального полета на высоте 7-10 м
составил около 400 м.
При осмотре ВС после подъема из воды было зафиксировано, что
тонкая стрелка указателя скорости зафиксировалась на значении 175 км/ч.
Таким образом, можно предположить, что ВС выполняло полет на
высоте 7-10 м на скорости 170-180 км/ч на протяжении 400 м (максимальная
скорость полета автожира «Калидус» по РЛЭ равна 185 км/ч).
Из-за отсутствия на ВС средств объективного контроля и
неоднозначных показаний КВС определить, кто в этот момент управлял
автожиром, не представилось возможным.
Столкновение автожира с верхним проводом ЛЭП-2 произошло
на удалении около 200 м от автомобильного моста через р. Десна и
высоте около 10 м. В результате столкновения был оборван верхний
провод ЛЭП-2, после чего, продолжая движение вперед, автожир
Сборник №26 48