Page 50 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 50

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               12.07.13  катастрофа  ЕЭВС  автожира «Калидус» RA-0038А
          частного  лица (гражданина  Российской  Федерации)  в  районе
          г. Брянск (Россия)
               На борту ВС находились пилот и пассажир.
               12.07.13 КВС (пилот СВС) автожира «Калидус» RA-0038A в составе
          группы  из  двух  автожиров,  в  соответствии  с  планом,  выполнял  полет  по
          маршруту  п.п.  ООО «Агро  Авиа  Воскресенск» –  а/д  Брянск (Бежица)  для
          участия 13.07.13 в показательных полетах с целью рекламы автожиров.
               После посадки в а/п Бежица и заруливания на стоянку к автожирам
          подошла  группа  сотрудников  аэродрома,  среди  которых  был  директор
          Брянского АСК «Бежица» ДОСААФ РФ. Он заинтересовался автожиром
          и попросил выполнить с ним показательный полет.
               Перед  вылетом  КВС  и  директор  договорились,  что  пилотировать
          будет КВС, а директор вести радиосвязь и выполнять роль штурмана, что
          является  нарушением  ФАП-147,  так  как  КВС  не  имел  допуска  к
          инструкторской  работе,  а  пассажир  не  имел  свидетельства  пилота
         сверхлегкого воздушного судна.
               Полет выполнялся по ПВП согласно ИПП аэродрома.
               Со слов КВС, при полете по маршруту в безопасных зонах с целью
          ознакомления  с  характеристиками  ВС  выполнялись  различные  маневры,
          при этом пассажир неоднократно вмешивался в управление полетом.
               Обратный  полет  выполнялся  на  высоте 150-200 м (до  пролета
          первой  высоковольтной  линии  электропередач (ЛЭП-1),  при  этом
          приборная скорость составляла 130-140 км/ч.
               После  пролета  ЛЭП-1,  со  слов  очевидца,  ВС  начало  пологое
          снижение и в районе стока очистных сооружений заняло высоту 7-10 м,
          далее выполнялся горизонтальный полет до столкновения с ближней по
          полету  второй  линией  электропередач (ЛЭП-2).  Очевидец  находился  в
          надувной  лодке  на  фарватере  реки  Десна.  Горизонтальный  полет  на
          протяжении 50-100 м  до  столкновения  с  ЛЭП-2  подтверждают  и
          очевидцы, находившиеся на берегу около ЛЭП-2.
               Из  расчетов,  произведенных  на  основании  показаний  очевидцев,
          наиболее вероятно, что участок горизонтального полета на высоте 7-10 м
          составил около 400 м.
               При осмотре ВС после подъема из воды было зафиксировано, что
          тонкая стрелка указателя скорости зафиксировалась на значении 175 км/ч.
               Таким  образом,  можно  предположить,  что  ВС  выполняло  полет  на
          высоте 7-10 м на скорости 170-180 км/ч на протяжении 400 м (максимальная
          скорость полета автожира «Калидус» по РЛЭ равна 185 км/ч).
               Из-за  отсутствия  на  ВС  средств  объективного  контроля  и
          неоднозначных показаний КВС определить, кто в этот момент управлял
          автожиром, не представилось возможным.
               Столкновение автожира с верхним проводом ЛЭП-2 произошло
          на  удалении  около 200 м  от  автомобильного  моста  через  р. Десна  и
          высоте  около 10 м.  В  результате  столкновения  был  оборван  верхний
          провод  ЛЭП-2,  после  чего,  продолжая  движение  вперед,  автожир


          Сборник №26                    48
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55