Page 54 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 54
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
поворота реки и высокого склона берега реки, покрытого лесом, по курсу
полета. Вертолет столкнулся с кронами деревьев высотой 15-20 м и с
большой поступательной скоростью ударился о землю на высоте около
50 м от уровня воды.
Причиной катастрофы вертолета явилось выполнение командиром
ВС, не имевшим соответствующей подготовки и допуска, полета по ПВП,
ночью, что привело к столкновению вертолета с высоким берегом в месте
крутого поворота реки в управляемом полете.
Способствующим авиационному происшествию фактором могло
быть возможное наличие тумана в долине реки, вдоль которой
выполнялся полет.
В результате АП вертолет разрушен, пилот и пассажир погибли.
10.08.13 катастрофа ЕЭВС дельталета Р-16ВС-1 RA-0677G
частного лица (гражданина Российской Федерации) в Тюменской
области (Россия)
Подготовку по летной и технической эксплуатации данного типа
СВС, в соответствии с требованиями ФАП-147, пилот, наиболее вероятно,
не проходил.
По свидетельству очевидцев, 10.08.13 пилот выполнять полеты не
планировал, а после выполненных работ на дельталете принял решение на
выполнение учебно-ознакомительного руления (такое упражнение
предусмотрено Задачей 1 ППАП СВС-2005 с целью проверки систем,
обеспечивающих работу и управление двигателем «Rotax-503 UL DCDI»,
установленном на дельталете).
Первая пробежка была выполнена по ВПП-35 с курсом 350°.
Дистанция пробега составила 300-350 м. Развернувшись на 180°,
дельталет вернулся на исходный рубеж. После разворота на 180° пилот
предпринял попытку выполнить очередную пробежку по левому краю
ВПП с курсом 350°.
По свидетельству очевидцев, после короткого разбега дельталет
круто оторвался от земли с чрезмерно большим углом тангажа. Достигнув
высоты 10-15 м, дельталет потерял скорость и свалился на левое крыло.
Далее с нарастанием левого крена примерно до 60° и с тангажом 60-70° на
пикирование дельталет столкнулся с землей. Двигатель вплоть до
столкновения продолжал работать.
Анализом установлено, что, наиболее вероятно, взлет был
непреднамеренным, а отрыв дельталета произошел из-за повышенной
скорости, выбранной пилотом для руления.
Наиболее вероятной причиной катастрофы дельталета стал его
непреднамеренный вывод после отрыва на малой высоте на
закритические углы атаки, что привело к сваливанию и последующему
столкновению с землей.
Причиной вывода на закритические углы атаки, наиболее вероятно,
стали несвоевременные и несоразмерные воздействия пилота на органы
управления ВС.
Сборник №26 52