Page 52 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 52
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
условия начали ухудшаться и не позволяли продолжать полет по ПВП.
КВС принял решение на досрочный вылет для возврата на площадку
базирования, о чем уведомил орган УВД.
Наличие низкой облачности, закрывающей горы и ущелья, не
позволяло выполнять визуальный полет в горной местности. Решение о
возврате на место базирования КВС принял обоснованно.
При подлете к точке постоянного базирования – площадке
«Пластунка» с севера КВС сообщил диспетчеру МДП Сочи о заходе на
посадку. Сообщение о посадке КВС передавал на удалении 3 км
севернее площадки. По информации КВС, эта точка является
максимально близкой к площадке, где прохождению сигнала УКВ-связи
не препятствуют горы. При подходе к площадке, в зоне отсутствия
УКВ-связи КВС столкнулся с условиями низкой облачности и принял
решение обогнуть гору и произвести заход на площадку с юга.
Облетая гору по руслу реки Шахе, КВС обнаружил, что площадка
закрыта низким одиночным облаком, не позволяющим произвести
посадку и принял решение произвести посадку с подбором на берегу реки
и дождаться смещения облака.
Вертолет произвел жесткую посадку в русло реки.
Из материалов видеосъемки заключительных 10 секунд полета,
снятых очевидцами АП, видно, что в течение как минимум 5 секунд
вертолет совершал боковое перемещение вокруг условной вертикальной
оси вращения в горизонтальной плоскости вправо, на высоте около 20 м,
с углом тангажа на пикирование примерно 40° (максимально
допустимый РЛЭ тангаж – 45°).
Анализ видеосъемки показывает, что после пролета площадки
КВС выполнил круговой разворот (воронку) перед заходом на посадку.
С большой степенью вероятности комиссия считает, что данным
действием пилот хотел привлечь внимание людей, отдыхающих на
берегу реки.
При выполнении маневра, не предусмотренного РЛЭ, КВС
превысил допустимое значение установки шага несущего винта для
данных условий полета, что привело к недостатку мощности силовой
установки в данных условиях и падению оборотов несущего винта.
Уменьшение оборотов несущего винта привело к падению величины
подъемной силы и потере высоты. Малое значение высоты полета
относительно рельефа местности не позволило КВС исправить
возникшую ситуацию. В результате неконтролируемого снижения
вертолет столкнулся с поверхностью реки.
Причиной АП явились ошибочные действия пилота по управлению
вертолетом при выполнении непредусмотренного РЛЭ маневра на малой
высоте, которые привели к «перетяжелению» (падению оборотов)
несущего винта, неконтролируемому снижению и столкновению
вертолета с поверхностью реки.
При посадке вертолет опрокинулся на правый борт и получил
значительные повреждения. Пожара не было, КВС не пострадал.
Сборник №26 50