Page 49 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 49
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Авиационных правил выдачи свидетельств и классификации
авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь.
Следующий взлет был выполнен «с конвейера».
Первый разворот был выполнен на высоте 30-40 м и скорости 90 км/ч.
Примечание:
Согласно требованиям АПОВП Республики Беларусь, при
отсутствии на схеме вылета информации о высоте разворота после
взлета разворот выполняется по достижении относительной высоты не
менее 120 м для самолетов.
Полет по кругу выполнялся на высоте около 50 м.
Примечания:
1. Согласно требованиям АПОВП Республики Беларусь,
безопасная высота схемы (аэродромного круга полетов) определяется с
таким расчетом, чтобы минимальный запас высоты над препятствиями
составлял при полетах по ПВП днем с истинной скоростью полета
300 км/ч и менее – 100 м.
2. Согласно требованиям АПОВП Республики Беларусь, полеты
СЛА, планеров по маршруту выполняются на высоте не ниже 100 м
над препятствиями.
3. Согласно требованиям АПОВП Республики Беларусь, командир
воздушного судна несет ответственность за обход препятствий и
выдерживание минимального запаса высоты над препятствиями.
В дальнейшем КВС отвлекся от контроля за выдерживанием режима
полета, полностью доверив управление мотопланером пассажиру. Момент
выполнения разворота на посадочный курс был определен неправильно,
воздушное судно находилось на траверзе посадочной площадки.
В процессе выполнения разворота КВС заметил падение скорости
полета до 70 км/ч и кренение ВС влево. Пытаясь вывести мотопланер из
режима сваливания, КВС взял управление на себя, вывел мотопланер из
крена и отдал ручку управления «от себя» с целью увеличить скорость
полета. В связи с тем, что высота полета была 30-40 м, а потеря высоты
при выводе мотопланера из режима сваливания составляет 50-80 м в
зависимости от его конфигурации и режима работы двигателя, действия
KBС не смогли предотвратить столкновения мотопланера с землей.
АП произошло вследствие ошибки в технике пилотирования,
выразившейся в уменьшении скорости полета в процессе разворота менее
минимально допустимой для данного типа ВС, что привело к его выходу
на закритические углы атаки.
Способствующими факторами явились:
нарушение КВС требований авиационных правил,
выразившихся в передаче управления ВС пассажиру,
невыдерживание безопасной высоты аэродромного круга полетов;
дефицит высоты полета, не обеспечивающий вывод
мотопланера в горизонтальный полет после сваливания.
В результате АП ВС получило значительные повреждения, пилот и
пассажир получили травмы.
47 Сборник №26