Page 47 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 47
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
неиспользование парашютной спасательной системы
БПСС-0.ИЭ-К-500 из-за малого опыта полетов на сверхлегких самолетах
и психологической неготовности к ее применению. Использование данной
системы до высоты 50 м могло обеспечить выживание людей,
находившихся в кабине ВС.
В результате АП самолет разрушен и сгорел, пилот и пассажир
погибли.
15.06.13 АПБЧЖ с гидросамолетом ЕЭВС Че-29А1 RA-1792G
частного лица (гражданина России) в акватории реки Иртыш Ханты-
Мансийского АО (Россия)
На борту ВС находились КВС и пассажир.
КВС выполнял санкционированный перелет по маршруту Пермь
(Луговское) – Ханты-Мансийск с запланированной посадкой в районе
аэропорта Ханты-Мансийск на водную поверхность в акватории р. Иртыш.
Прибыв в районе предполагаемого места посадки, после связи с
диспетчером а/п Ханты-Мансийск, пилот выполнил правый разворот и
проход вдоль протоки реки с целью подбора водной поверхности и
определения ее пригодности для посадки.
После выполнения еще двух проходов КВС принял решение о
выполнении посадки на водную поверхность и выполнил посадку на воду
со скоростью ~75 км/ч.
После посадки, на режиме глиссирования, пилот ощутил удар по
корпусу ВС с правой стороны, при этом самолет в первоначальный
момент развернуло вправо с левым креном. Затем произошел
интенсивный разворот влево, и самолет опрокинулся на правый борт. В
связи со скоротечностью развития особой ситуации пилот не мог
предпринять каких-либо действий по предотвращению повреждения ВС.
Наиболее вероятно, что в процессе глиссирования произошло
столкновение ВС с затонувшим бревном (топляком). Наблюдение за
водной поверхностью в районе посадки самолета показало, что в ней на
момент АП могли находиться топляки, трудно распознаваемые пилотом в
процессе осмотра места посадки и ее выполнения. На берегу протоки
находится большое количество топляков, что также косвенно
подтверждает возможное их наличие в акватории посадки гидросамолета.
Соударение самолета с посторонним предметом на водной
поверхности при выполнении посадки также подтверждается
характерными повреждениями корпуса самолета.
Комиссия сделала вывод, что в последнем полете система
управления ВС, силовая установка, воздушные винты были
работоспособны до момента АП.
Причиной АП явилось столкновение воздушного судна с
посторонним предметом, наиболее вероятно, с затонувшим бревном
(топляком) при выполнении посадки на водную поверхность,
подобранную с воздуха.
В результате АП самолет получил значительные повреждения,
пилот и пассажир не пострадали.
45 Сборник №26