Page 47 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 47

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                    неиспользование   парашютной     спасательной   системы
            БПСС-0.ИЭ-К-500 из-за малого опыта полетов на сверхлегких самолетах
            и психологической неготовности к ее применению. Использование данной
            системы  до  высоты 50 м  могло  обеспечить  выживание  людей,
            находившихся в кабине ВС.
                  В  результате  АП  самолет  разрушен  и  сгорел,  пилот  и  пассажир
            погибли.
                  15.06.13  АПБЧЖ  с  гидросамолетом  ЕЭВС  Че-29А1 RA-1792G
            частного лица (гражданина России) в акватории реки Иртыш Ханты-
            Мансийского АО (Россия)
                  На борту ВС находились КВС и пассажир.
                  КВС  выполнял  санкционированный  перелет  по  маршруту  Пермь
            (Луговское) –  Ханты-Мансийск  с  запланированной  посадкой  в  районе
            аэропорта Ханты-Мансийск на водную поверхность в акватории р. Иртыш.
                  Прибыв  в  районе  предполагаемого  места  посадки,  после  связи  с
            диспетчером  а/п Ханты-Мансийск,  пилот  выполнил  правый  разворот  и
            проход  вдоль  протоки  реки  с  целью  подбора  водной  поверхности  и
            определения ее пригодности для посадки.
                  После  выполнения  еще  двух  проходов  КВС  принял  решение  о
            выполнении посадки на водную поверхность и выполнил посадку на воду
            со скоростью ~75 км/ч.
                  После  посадки,  на  режиме  глиссирования,  пилот  ощутил  удар  по
            корпусу  ВС  с  правой  стороны,  при  этом  самолет  в  первоначальный
            момент  развернуло  вправо  с  левым  креном.  Затем  произошел
            интенсивный разворот влево, и самолет опрокинулся на правый борт. В
            связи  со  скоротечностью  развития  особой  ситуации  пилот  не  мог
            предпринять каких-либо действий по предотвращению повреждения ВС.
            Наиболее  вероятно,  что  в  процессе  глиссирования  произошло
            столкновение  ВС  с  затонувшим  бревном (топляком).  Наблюдение  за
            водной поверхностью в районе посадки самолета показало, что в ней на
            момент АП могли находиться топляки, трудно распознаваемые пилотом в
            процессе  осмотра  места  посадки  и  ее  выполнения.  На  берегу  протоки
            находится  большое  количество  топляков,  что  также  косвенно
            подтверждает возможное их наличие в акватории посадки гидросамолета.
                  Соударение  самолета  с  посторонним  предметом  на  водной
            поверхности   при   выполнении   посадки   также   подтверждается
            характерными повреждениями корпуса самолета.
                  Комиссия  сделала  вывод,  что  в  последнем  полете  система
            управления   ВС,   силовая   установка,   воздушные   винты   были
            работоспособны до момента АП.
                  Причиной  АП  явилось  столкновение  воздушного  судна  с
            посторонним  предметом,  наиболее  вероятно,  с  затонувшим  бревном
            (топляком)  при  выполнении  посадки  на  водную  поверхность,
            подобранную с воздуха.
                  В  результате  АП  самолет  получил  значительные  повреждения,
            пилот и пассажир не пострадали.

                                            45                     Сборник №26
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52