Page 45 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 45
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Пилот выполнил два полета по кругу в районе п.п. Шевлино с
целью облета ВС и поддержания его в технически исправном состоянии.
Техническое обслуживание и поддержание ВС в исправном состоянии
возлагались на него по устной договоренности с владельцем ВС. По
представленным в комиссию по расследованию документам, пилот имел
свидетельство коммерческого пилота с квалификационной отметкой о
допуске к управлению ВС «Cessna-182», которая относится к категории
легких ВС (ЛВС). Квалификационной отметки о допуске к летной
эксплуатации ВС АИ-10 «Икар», которое относится к категории
сверхлегких ВС (СВС), пилот не имел.
Также комиссия по расследованию не нашла подтверждающей
документации о продлении срока действия медицинского сертификата
пилота. Действие медицинского сертификата распространялось на
период до 19.09.13 при условии его подтверждения на полугодовом
осмотре 19.03.13. Данных о прохождении полугодового осмотра
пилотом комиссия не обнаружила. Выполняя полеты с просроченным
медицинским сертификатом, пилот нарушил требования п. 3 (1) Общих
положений ФАП-МО ГА.
После второго полета и посадки пилот зарулил на стоянку, где на
борт ВС был посажен пассажир. Со слов присутствующих на стоянке
лиц обслуживающего персонала, пассажир попросил пилота выполнить
с ним показательный полет на самолете. Оплата данной услуги не
производилась, никакие финансово-договорные отношения не
оговаривались. Присутствующие на стоянке люди не видели, чтобы с
пассажиром проводился какой-либо инструктаж по поведению и
действиям в процессе выполнения показательного полета. Данный
инструктаж был необходим, так как на правом месте в пилотской
кабине, где разместился пассажир, были органы управления рулевыми
поверхностями самолета, жестко соединенные (спаренные) с органами
управления пилота. Целью инструктажа должно было быть
предотвращение непреднамеренного, случайного воздействия пассажира
на управление самолетом в воздухе и в процессе руления по земле.
После непродолжительной стоянки, в процессе которой пассажир
разместился в кабине самолета, пилот вырулил на ГВПП для
производства взлета.
По расчетам, проведенным комиссией по расследованию,
взлетная масса самолета в последнем полете не превышала
заявленного при регистрации максимально допустимого значения, но
незначительно отличалась от максимально допустимого взлетного
веса. Предыдущие полеты выполнялись пилотом с взлетной массой
приблизительно на 16-18% меньшей. Такое увеличение веса
значительно влияет на аэродинамические характеристики сверхлегкого
самолета. Также на взлетно-посадочные характеристики самолета
значительное влияние оказала высокая (+25°С) температура воздуха,
которая снижает тяговые характеристики силовой установки.
43 Сборник №26