Page 44 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 44
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Наиболее вероятной причиной катастрофы явилось выполнение
пилотом самолета фигуры высшего пилотажа – «плоского штопора» на
высоте, не позволившей ему безопасно вывести самолет в
горизонтальный полет, что привело к столкновению воздушного судна с
земной поверхностью.
К фактору, возможно способствовавшему возникновению
катастрофической ситуации в полете, следует отнести наличие у пилота
легкой степени опьянения.
В результате АП самолет частично разрушился, пилот погиб.
08.06.13 катастрофа самолета Як-52 LA-0681 ОСОУ
«Центральный аэроклуб» Украины в районе а/д Чайка (г. Киев,
Украина)
Пилот-инструктор выполнял ознакомительный полет с кандидатом
на летное обучение.
На этапе подготовки оборудования задней кабины к полету КВС
допустил ошибку, не выполнив требование «Инструкции по выполнению
ознакомительных полетов на самолете Як-52» – не установил в задней
кабине кран шасси в положение «нейтрально». В результате после взлета
система уборки шасси не включилась в работу, так как кран шасси в
задней кабине, который является командным в системе уборки шасси,
остался установленным в положение «выпущено».
По мнению комиссии, КВС, установив после взлета
номинальный режим работы двигателю, понял ошибку, допущенную
при подготовке задней кабины к полету, и попытался объяснить
кандидату на летное обучение как установить кран выпуска-уборки
шасси в задней кабине в положение «нейтрально», чтобы включить в
работу систему уборки шасси в передней кабине.
При выполнении первого разворота на круге полетов кандидат на
летное обучение неверно понял команду КВС и вместо установки крана
шасси в положение «нейтрально» повернул галетный переключатель
магнето из положения «1+2» в крайнее правое положение «0», что вызвало
отключение системы зажигания и остановку работы двигателя М-14П.
Самолет перешел в снижение и столкнулся с землей.
Катастрофа произошла при выполнении первого разворота при
снижении самолета с малой поступательной скоростью на закритических
углах атаки и сваливанию с малой высоты полета вследствие
непреднамеренного выключения двигателя кандидатом на летное
обучение, который установил галетный переключатель системы
зажигания в задней кабине самолета в положение «0» (выключено) из-за
непредусмотренной полетным заданием (неправильной) команды КВС.
В результате АП самолет получил значительные разрушения, пилот-
инструктор погиб, кандидат на летное обучение получил тяжелые травмы.
09.06.13 катастрофа самолета ЕЭВС АИ-10 «Икар» RA-0489G
частного лица (гражданина России) в Московской области (Россия)
На момент АП на борту ВС находились пилот и пассажир.
Сборник №26 42