Page 43 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 43

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            на  перевод  самолета  в  набор  высоты  и  осуществление  вертикального
            полета  до  высшей  точки  составило 9,5 с.  Во  второй  половине
            вертикального  участка  набора  высоты  самолет  выполнил  три  полных
            правых  оборота  вокруг  продольной  оси  с  переходом  в  нормальное
            горизонтальное  положение  в  верхней  точке  траектории.  Скорость
            самолета в верхней точке траектории была практически нулевой. Расчет
            показал,  что  высшая  точка  траектории  по  высоте  не  превышала
            340-370 м  над  уровнем  ВПП.  Дальнейшее  движение  самолета
            характеризовалось выполнением левого нормального плоского штопора.
            Всего было выполнено три полных витка.
                  Столкновение с землей произошло практически плашмя, на курсе 82°
            с направлением на лес, находившийся восточнее ГВПП на удалении 30-50 м,
            при этом угол тангажа на кабрирование составил 10°, угол крена 5° вправо.
                  Установлено,  что  система  управления  ВС  по  всем  каналам
            (крену,  тангажу  и  курсу)  до  момента  столкновения  с  землей  была
            исправна  и  работоспособна.  На  деталях,  узлах  и  агрегатах  планера  и
            его систем признаков отказа авиационной техники в последнем полете
            самолета не было.
                  При проведении судебно-химических исследований в крови пилота
            установлено наличие 0,66 промилле этилового спирта, что соответствует
            легкой степени алкогольного опьянения.
                  В  ходе  расследования  АП  комиссией  был  выявлен  ряд  недостатков,
            допущенных организаторами чемпионата г. Москвы по самолетному спорту.
                  Чемпионат  проводился  на  самолетах,  зарегистрированных  как
            гражданские  воздушные  суда.  При  регистрации  участников  чемпионата
            организаторы  обязаны  были  проверить  наличие  сертификата  летной
            годности и свидетельства о регистрации воздушного судна.
                  Организаторами   соревнований,   в   нарушение   требований
            Федеральных  авиационных  правил  гражданской  авиации  России,  был
            допущен  к  участию  в  соревнованиях  самолет,  зарегистрированный  как
            ЕЭВС,  которому,  в  соответствии  с  ФАП-118 «Положение  о  порядке
            допуска  к  эксплуатации  единичных  экземпляров  воздушных  судов
            авиации общего назначения», запрещены акробатические полеты.
                  В  Карте  данных  самолета  ЕХ-350 RA-0327G,  которая  является
            неотъемлемой  частью  сертификата  летной  годности,  в  разделе
            Ограничения  сказано: «…запрещены  полеты  в  условиях  обледенения,
            грозовой деятельности, акробатические полеты…».
                  В  Федеральных  авиационных  правилах  гражданской  авиации,  в
            отличие  от  Федеральных  авиационных  правилах  производства  полетов
            государственной  авиации,  отсутствуют  требования  по  организации  и
            проведению  спортивных  соревнований,  а  также  демонстрационных
            полетов на гражданских воздушных судах.
                  Порядок  организации  и  проведения  демонстрационных  полетов
            воздушных судов гражданской авиации не установлен и его определение
            включено  в  проект  плана  нормотворческой  деятельности  Министерства
            транспорта Российской Федерации на 2014 г.


                                            41                     Сборник №26
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48