Page 42 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 42
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
02.06.13 катастрофа самолета ЕЭВС ЕХ-350 RA-0327G частного
лица (гражданина России) в районе п.п. Большое Грызлово
Московской области (Россия)
С 30.05 по 02.06.2013 на п.п. Большое Грызлово проводился
чемпионат г. Москвы по самолетному спорту (высший пилотаж на
поршневых самолетах). После официального закрытия чемпионата
чемпион соревнования – пилот самолета ЕЭВС ЕХ-350 RA-0327G решил
продемонстрировать элементы своей программы по свободному
пилотажу для представителей СМИ.
Пилот планировал выполнить полет в воздушном пространстве
класса «G».
02.06.13 пилот самостоятельно подготовил самолет к вылету для
выполнения показательного полета.
После выполнения взлета пилот приступил к показу свободного
пилотажа. Им был продемонстрирован ряд фигур:
разворот в горизонтальной плоскости и проход над полосой на
высоте 10-15 м;
ввод в «петлю Нестерова» и вывод из нее на высоте 40-50 м;
выполнение вертикального полета вверх с вращением самолета
вдоль продольной оси с фиксациями через 90° (4 фиксации), поворот в
вертикальной плоскости через левое крыло и полет вертикально вниз с
вращением на 360° вдоль продольной оси и выводом в горизонтальный
полет на высоте 30-40 м;
выполнение фигуры «колокол» – полет вертикально вверх до
полной остановки самолета, с последующим падением на хвост,
отмашкой и переходом в вертикальный полет вниз с выполнением
вращения на 360° вдоль продольной оси и вывод в горизонтальный полет
на высоте 30-40 м;
ввод в «петлю Нестерова» с отрицательным штопорным
вращением на 720° в верхней точке и выводом в горизонтальный полет на
высоте 10-15 м;
ввод в вертикальный полет вверх с выполнением вращения на
360° вдоль продольной оси и переходом в отрицательное штопорное
вращение в верхней точке с выводом из штопорного вращения и
принудительным вводом в левый «плоский штопор».
Необходимо отметить, что в программу свободного пилотажа
(фристайла) пилота на чемпионате по самолетному спорту (высший
пилотаж) не входила фигура «плоский штопор».
Анализ видеозаписи полета показал, что перевод самолета в набор
высоты производился из горизонтального полета, осуществляемого над
ВПП на высоте ~15 м. Начальная скорость полета по результатам
оценки взаимного расположения рельефа и строений, запечатленных на
видеозаписи, составляла ~300 км/ч. Перевод самолета в набор высоты до
достижения значения угла наклона траектории 90° был выполнен за
2,4 с. Дальнейший вертикальный набор высоты до высшей точки
траектории происходил в течение 7,1 с. Суммарное время, затраченное
Сборник №26 40