Page 40 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 40

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Учитывая,  что  пилот  выполнял  не  первую  взлет-посадку  в  этот
          день, можно предположить, что величина ветровой волны не выходила за
          ограничения, установленные РЛЭ.
               Следует  отметить,  что  в  РЛЭ  не  отражены  такие  особые
         дополнительные качества как статическая и динамическая мореходность,
         гарантирующие  безопасность  эксплуатации  на  воде  при  определенных
         гидрометеорологических  условиях.  Комиссия  рассмотрела  возможные
         действия  пилота  на  посадке  с  учетом  общей  гидродинамики  других
          самолетов-амфибий, эксплуатируемых в РФ.
               Выбранная  пилотом  технология  выполнения  взлета-посадки  с
          набором высоты 20 м без выполнения других элементов полета по кругу
          не  предусмотрена  утвержденными  Программами  первоначальной
          подготовки пилотов на самолеты-амфибии.
               Выполнение  посадки (особенно  на  водную  поверхность)  является
          наиболее  сложным  элементом  полета.  Основным  условием  успешной
          посадки является сбалансированность самолета на глиссаде снижения.
               Из-за  значительного  увеличения  гидродинамических  нагрузок
          нежелательно  выполнять  взлет  и  посадку  с  водной  поверхности  с
          попутным ветром.
               Примененная    технология   выполнения   взлета-посадки   не
          обеспечивала  безопасного  выполнения  посадки,  а  дефицит  времени  до
          посадки не позволял неподготовленному пилоту:
               - до  высоты 30 м  убедиться  в  отсутствии  препятствий  на  водной
          поверхности;
               - перевести самолет на снижение с рекомендованной вертикальной
          скоростью 2,5-3 м/с (1 м/с  при  посадке  с  попутным  ветром)  и
         сбалансировать самолет;
               - на  высоте 20 м  проконтролировать  скорость  планирования
         (100 км/ч, 110 км/ч – при посадке с попутным ветром), перевести взгляд
         на землю с левой стороны капота вперед и в направлении снижения под
          углом 10-15°;
               - следить  за  постоянством  угла  планирования,  сохранением
         направления,   отсутствием   кренов   на   необозначенную   водную
         поверхность значительных размеров (5500х1500 м).
               Пилот  не  выполнил  рекомендацию  РЛЭ  о  снижении  на  оборотах
         (на «подтяге»),  а  не  на  режиме  работы  двигателей «МАЛЫЙ  ГАЗ»,  что
         могло  привести  к  увеличению  вертикальной  скорости  снижения  при
          сохранении заданной приборной скорости.
               РЛЭ  ЕЭВС «Корвет-J»  не  дает  рекомендаций  для  выполнения
          посадки  с  механизацией,  выпущенной  во  взлетное  положение,  а  также
          особых рекомендаций при посадке на воду при допустимой высоте волны.
               Комиссия по расследованию рассмотрела три возможных варианта
          развития АП:
               1. Самолет  заходил  на  посадку  с  повышенной  поступательной
          скоростью,  в  результате  чего  угол  дифферента  в  процессе  касания
          водной  поверхности  мог  иметь  околонулевое  или  даже  отрицательное


          Сборник №26                    38
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45