Page 40 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 40
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Учитывая, что пилот выполнял не первую взлет-посадку в этот
день, можно предположить, что величина ветровой волны не выходила за
ограничения, установленные РЛЭ.
Следует отметить, что в РЛЭ не отражены такие особые
дополнительные качества как статическая и динамическая мореходность,
гарантирующие безопасность эксплуатации на воде при определенных
гидрометеорологических условиях. Комиссия рассмотрела возможные
действия пилота на посадке с учетом общей гидродинамики других
самолетов-амфибий, эксплуатируемых в РФ.
Выбранная пилотом технология выполнения взлета-посадки с
набором высоты 20 м без выполнения других элементов полета по кругу
не предусмотрена утвержденными Программами первоначальной
подготовки пилотов на самолеты-амфибии.
Выполнение посадки (особенно на водную поверхность) является
наиболее сложным элементом полета. Основным условием успешной
посадки является сбалансированность самолета на глиссаде снижения.
Из-за значительного увеличения гидродинамических нагрузок
нежелательно выполнять взлет и посадку с водной поверхности с
попутным ветром.
Примененная технология выполнения взлета-посадки не
обеспечивала безопасного выполнения посадки, а дефицит времени до
посадки не позволял неподготовленному пилоту:
- до высоты 30 м убедиться в отсутствии препятствий на водной
поверхности;
- перевести самолет на снижение с рекомендованной вертикальной
скоростью 2,5-3 м/с (1 м/с при посадке с попутным ветром) и
сбалансировать самолет;
- на высоте 20 м проконтролировать скорость планирования
(100 км/ч, 110 км/ч – при посадке с попутным ветром), перевести взгляд
на землю с левой стороны капота вперед и в направлении снижения под
углом 10-15°;
- следить за постоянством угла планирования, сохранением
направления, отсутствием кренов на необозначенную водную
поверхность значительных размеров (5500х1500 м).
Пилот не выполнил рекомендацию РЛЭ о снижении на оборотах
(на «подтяге»), а не на режиме работы двигателей «МАЛЫЙ ГАЗ», что
могло привести к увеличению вертикальной скорости снижения при
сохранении заданной приборной скорости.
РЛЭ ЕЭВС «Корвет-J» не дает рекомендаций для выполнения
посадки с механизацией, выпущенной во взлетное положение, а также
особых рекомендаций при посадке на воду при допустимой высоте волны.
Комиссия по расследованию рассмотрела три возможных варианта
развития АП:
1. Самолет заходил на посадку с повышенной поступательной
скоростью, в результате чего угол дифферента в процессе касания
водной поверхности мог иметь околонулевое или даже отрицательное
Сборник №26 38