Page 39 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 39
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
После спуска гидроплана на воду был произведен запуск и прогрев
двигателей. Пилот вырулил на середину водоема и приступил к
запланированным работам.
При выполнении посадки, после касания реданом воды самолет
начал разворачиваться в левую сторону. Образовавшимся напором воды
выдавило остекление правой створки кабины пилотов, произошло
разрушение правого концевого поплавка. Из-за попадания воды во
входное устройство двигателей произошло их самовыключение.
Самолет находился на плаву и был отбуксирован катером на
мелководье. Пожара на ВС не было.
Установлено:
Теоретическую, тренажерную и летную подготовку, подготовку по
техническому обслуживанию самолета-амфибии «Корвет-J»,
относящегося к классу легких многодвигательных гидросамолетов, пилот
(владелец ВС) не проходил и допуска к полетам и техническому
обслуживанию на данном ВС не имел.
Имеющаяся у пилота часть ЭТД, переданная ему предыдущим
владельцем ВС (РЛЭ, РТЭ, Руководство по эксплуатации двигателя),
изучалась им самостоятельно.
Пилот самостоятельно приобретал летные навыки на самолете-
амфибии «Корвет-J» без предварительного освоения полетов с
использованием наземных взлетно-посадочных полос (площадок), которые
должны предшествовать полетам с использованием пресных водоемов.
Таким образом, уровень летной подготовки пилота не
соответствовал требованиям ФАП-147.
Для получения информации о погоде пилот использовал данные
метеостанции, установленной на территории места стоянки ВС
(земельного участка собственника) на расстоянии 70-80 м от берега пруда.
Направление и скорость ветра на Нытвенском пруду могли
отличаться от значений приборного замера элементов погоды. Датчик
параметров ветра расположен на высоте около 4,5 м, в зоне высоких
деревьев и строений, и замеренные параметры могли значительно
отличаться от значений ветрового режима над акваторией.
Полет планировался над водной поверхностью, поэтому
необходимо было учесть местные условия и их влияние на формирование
микроклимата. Орография наземной поверхности Нытвенского пруда
также могла оказывать влияние на направление и скорость ветра.
Направление ветра могло резко меняться при перемещении от одной
части пруда к другой, ветер мог изменять направление на
противоположное даже на коротком расстоянии.
Установка приборов гидрометеорологии, индикаторов ветра,
высоты волны на водохранилище не предусмотрена.
РЛЭ «Корвет-J» не устанавливает различия ограничений по
максимально допустимому значению ветра для выполнения полетов с
наземной и водной поверхности, при этом ограничивает высоту
ветровой волны.
37 Сборник №26