Page 31 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 31
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
В то же время, Приложение 18 и Технические инструкции
определяют, что в случае чрезвычайных обстоятельств, когда не могут
быть использованы другие виды транспорта или когда точное
соблюдение установленных требований противоречит общественным
интересам, заинтересованные государства могут предоставлять
освобождение от имеющихся положений, при условии, что в таких
случаях будет сделано все возможное для достижения общего уровня
безопасности при перевозке, который равнозначен уровню,
обеспечиваемому при соблюдении данных положений. На день
события на территории, где произошло ЧП, в связи с паводком был
введен режим «Чрезвычайной ситуации», то есть имели место
обстоятельства, при которых может быть предоставлено освобождение
от положений Технических инструкций.
Однако на день ЧП Административный регламент ФАВТ
предоставления государственной услуги по предоставлению в
установленном порядке эксплуатантам воздушных судов освобождений
от выполнения требований, связанных с перевозкой опасных грузов
воздушным транспортом, не прошел государственную регистрацию в
Минюсте России, не действовал и не был опубликован.
Авиакомпанией освобождение не запрашивалось, как и в
предыдущие годы.
В то же время, Технические инструкции содержат положение,
определяющее, что они не применяются при проведении ряда видов
авиационных работ, связанных со сбрасыванием опасных грузов.
ФАП-141 также предусматривают, что в ряде случаев они не
распространяются на перевозку опасных грузов, в том числе в
специальных целях, предусмотренных Техническими инструкциями.
При выполнении данного вида работ выполняемые полеты
необходимо разделять на транспортные полеты, в ходе которых
взрывчатые вещества и средства взрывания доставляются с мест хранения
на площадки, где готовятся (снаряжаются) заряды, и собственно полеты
по проведению взрывных работ.
Причиной ЧП с вертолетом при выполнении авиационных работ
(взрывных работ) по ликвидации ледяных заторов на водных
магистралях в условиях введенной чрезвычайной ситуации явилось
отсутствие четких правил, регламентирующих порядок подготовки и
выполнения таких работ, а также обеспечения безопасности при
перевозке и применении использующихся при проведении работ
опасных грузов, что привело к взрыву вертолета в воздухе.
Наиболее вероятно, взрыв вертолета произошел из-за
неосторожного обращения с «боевиком» кого-либо из находившихся в
грузопассажирской кабине вертолета. Помимо бригады взрывников, в
грузопассажирской кабине вертолета находились три служебных
пассажира, двое из которых не имели опыта, навыков и допуска к
работе со взрывчатыми веществами.
В результате АП вертолет разрушен, экипаж и пассажиры погибли.
29 Сборник №26