Page 26 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 26
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
После выполнения работ по замене прокладки и опробования
двигателя подтекание масла было устранено, о чем было доложено КВС.
На основании сведений о прогнозе и фактической погоде по
маршруту полета и запасным аэродромам КВС обоснованно принял
решение на выполнение полета. Взлетная масса и центровка ВС не
выходили за ограничения, установленные РЛЭ самолета Ан-2.
Взлет из аэропорта Вилюйск был выполнен в 02:36 на взлетном
режиме двигателя с закрылками 20°. После занятия высоты 400 м
началось повышение температуры масла до 75°С с тенденцией
дальнейшего ее роста.
По объяснению экипажа, после приоткрытия створок
маслорадиатора рост температуры масла несколько замедлился. Затем,
когда створки маслорадиатора были полностью открыты, температура
начала расти более интенсивно, с одновременным падением давления
2
масла до 3,5 кгс/см .
По объяснению КВС, он уменьшил режим работы двигателя,
приоткрыл створки капота для охлаждения двигателя, дважды перевел
рычаг управления шагом винта на малый и большой шаг (данные
действия выполняются с целью определения достаточной
производительности нагнетающей секции маслонасоса для обеспечения
поступления масла в двигатель).
Со слов экипажа, после выполнения данных действий давление
масла не восстановилось, температура масла продолжала расти,
воздушный винт слабо реагировал на изменение положения рычага
управления шагом винта.
В данной ситуации КВС обоснованно принял решение о возврате
на аэродром вылета и доложил диспетчеру УВД Вилюйска о возврате.
После разворота на обратный курс рост температуры масла продолжился,
давление масла снизилось до 2,5 кгс/см . При увеличении температуры
2
масла более 85°С и дальнейшем падении давления масла КВС принял
решение о вынужденной посадке на подобранную с воздуха площадку.
Доложив диспетчеру о вынужденной посадке на площадку, КВС
дал указание второму пилоту проверить, пристегнуты ли пассажиры
ремнями безопасности и подготовить их к вынужденной посадке. Размеры
выбранной для посадки площадки составляли приблизительно
1000х550 м. По объяснению КВС, осмотр площадки осуществлялся на
высоте 100-70 м и скорости около 200 км/ч. После осмотра был выполнен
стандартный разворот с левым креном и заход на посадку против ветра с
курсом 350°. По показаниям второго пилота, в момент захода на посадку
2
температура масла была более 100°С, давление масла упало до 1,5 кгс/см ,
температура головок цилиндров составляла 150°С. По объяснению КВС,
на посадочном курсе он уменьшил скорость до 130 км/ч и выпустил
закрылки на 40. Подход к высоте выравнивания был выполнен на
скорости 110 км/ч, посадка произведена на скорости около 80 км/ч. Перед
приземлением, в нарушение требований РЛЭ самолета Ан-2, КВС не
перекрыл бензопитание и не выключил зажигание.
Сборник №26 24