Page 27 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 27
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
При осмотре места АП установлено, что посадка самолета
произведена на площадку с мягким, болотистым грунтом, с магнитным
курсом 356°, с незначительным левым креном. После приземления
самолет пробежал по грунту около 7 м. В процессе пробега шасси
начали зарываться в мягкий грунт. В процессе пробега, вследствие
зарывания опор шасси в мягкий грунт, произошел «клевок» самолета с
опусканием носа и касанием земли лопастями воздушного винта.
Характерный загиб лопастей назад по полету и их скручивание
говорит о том, что двигатель до столкновения с землей работал.
Через 7 м от места первого касания основными опорами шасси
колея от стоек шасси прерывается. Данный факт свидетельствует о
начале капотирования самолета: двигатель стал зарываться в мягкий
грунт, и самолет начал становиться на нос с отрывом основных опор
шасси от земли. В этот момент двигатель с моторамой отделился от 1-го
шпангоута, и планер самолета снова опустился на землю. Затем, через
5 м, опять появляется колея от левой опоры шасси. Еще через 3 м ВС
остановилось. До места остановки самолета деталей, отделившихся от
планера ВС и двигателя, не обнаружено.
В результате отделения двигателя с моторамой от 1-го шпангоута
произошло разрушение трубопроводов топливной системы и попадание
бензина на горячие части двигателя с последующим его воспламенением.
Согласно расчетным данным, в момент вынужденной посадки в баках
самолета находилось 700 л бензина и 85 л масла.
Экипаж принял меры по эвакуации пассажиров из горящего самолета.
АП произошло вследствие вынужденной посадки на подобранную
с воздуха площадку в болотистой местности, что привело к зарыванию
основных опор шасси в мягкий грунт, возникновению энергичного
пикирующего момента с последующим соударением двигателя с землей и
отделением от фюзеляжа по узлам крепления моторамы, повреждению
элементов конструкции планера и шасси.
Вследствие разрушения бензопровода при отделении двигателя от
планера ВС и попадания бензина на горячие части силовой установки, на
самолете возник пожар, практически полностью уничтоживший
воздушное судно. Возникновению пожара могли также способствовать
неправильные действия КВС, не выключившего зажигание и не
перекрывшего бензопитание перед приземлением самолета.
Выполнение вынужденной посадки на подобранную с воздуха
площадку обусловлено возрастанием температуры масла и падением его
давления в полете более допустимых значений, определенных РЛЭ
самолета. Причину роста температуры и падения давления масла
установить не представилось возможным из-за сильного повреждения
деталей двигателя в пожаре.
В результате АП самолет практически полностью сгорел, экипаж и
пассажиры не пострадали.
25 Сборник №26