Page 22 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 22
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
По выводам комиссии, в последнем полете система управления
самолета была исправна и работоспособна до момента столкновения ВС с
опорой ЛЭП, версия отказа двигателя также не нашла подтверждения.
Катастрофа произошла при выполнении полета на АХР из-за
позднего перевода самолета в набор высоты для пролета над ЛЭП, что
привело к столкновению ВС с опорой линии электропередач на
обрабатываемом поле, последующему столкновению с земной
поверхностью и пожару.
Возможной причиной позднего перевода самолета в набор высоты
явились снижение работоспособности КВС (выполнялся последний гон
в последнем полете, после которого КВС должен был отдыхать 1,5 часа,
а в процессе производства полетов был нарушен режим
кратковременного отдыха), а также малозаметность проводов ЛЭП при
отсутствии на них дневной маркировки.
В результате АП самолет сгорел, пилот погиб.
24.05.13 катастрофа самолета Ан-2С/Х EX-02015 АК «Valor Air»
Кыргызской Республики в Жалалабатской области (Кыргызская
Республика)
Выполнялись полеты на АХР.
В состав экипажа были включены КВС пилот-инструктор, второй
пилот и КВС-стажер. КВС пилот-инструктор и второй пилот были в
полном объеме подготовлены к выполнению данного вида работ, КВС-
стажер проходил ввод в строй в производственных условиях.
После перебазирования на посадочную площадку экипаж в
составе КВС пилота-инструктора и второго пилота с представителем
Заказчика на борту выполнили облет участка, предназначенного для
обработки от саранчи.
После выполнения облета участка экипаж выполнил необходимые
расчеты и в этот же день приступил к его обработке.
Обрабатываемый участок представлял собой ложбину шириной от
120 до 140 м, с высотой холмов около 30-40 м, протяженностью около
5 км, имеющую незначительный изгиб вправо по полету. Обработка
участка производилась с МК =135-145°, в сторону понижения гор. В
середине участка ложбину пересекает высоковольтная ЛЭП.
В соответствии с методикой Заказчика, при обработке холмов и
склонов гор сначала производится опрыскивание их нижней части с
целью отсечения саранчи от долинных участков, где находятся посевы,
а затем, поэтапно, обрабатываются средние и верхние участки склонов.
В данный летный день экипаж полностью обработал левую сторону
ложбины, выполнив 3 гона по методике Заказчика.
Согласно методике расчета безопасных условий полета,
рассчитанный рубеж набора высоты перед препятствием (в данном
случае, перед ЛЭП) на гоне составляет 328 м, т.е. на расстоянии 328 м
от ЛЭП экипаж должен был переводить самолет в набор высоты с
выключением химаппаратуры.
Сборник №26 20