Page 23 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 23
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
В Руководстве по АХР определено, что если имеются препятствия
при выполнении гона, то для своевременного перехода в режим набора
высоты пилоты обязаны ориентироваться по сигнальным знакам или
другим наземным ориентирам.
Тот факт, что экипаж 23.05.13 в полном объеме выполнил
обработку левого склона ложбины, позволяет утверждать, что им были
рассчитаны и намечены рубежи набора высоты перед пересечением ЛЭП
и соблюдены установленные меры безопасности.
В то же время, в Руководстве по АХР недостаточно четко
прописан порядок определения рубежа набора высоты перед
препятствиями в горной местности, где может не быть характерных
ориентиров, а возможность выставить сигнальные знаки перед
препятствиями отсутствует.
24.05.13 экипаж должен был закончить обработку правого склона
ложбины и продолжить работы на следующем участке, определенном
Заказчиком.
Решением КВС, 24.05.13 в состав экипажа вместо второго пилота
был включен КВС-стажер, который выполнял полет с кресла второго
пилота.
Определить, кто в данном полете активно пилотировал самолет, не
представилось возможным.
Решением КВС на борт воздушного судна также был взят
представитель Заказчика с целью осмотра следующего участка после
завершения обработки правого склона ложбины.
Обработка правого склона ложбины осуществлялась с одного
направления (с МК=140°) в сторону понижения гор. Согласно РЛЭ
самолета Ан-2С/Х, обработка участка производится на скорости 150 км/ч
с закрылками, выпущенными в положение 5°. После окончания гона
экипаж выключал химаппаратуру и левым разворотом осуществлял
повторный заход для обработки ложбины.
При выполнении 3-го гона экипаж производил обработку верхней
части склона. При подлете к ЛЭП участок ложбины имеет
незначительный (до 10°) изгиб вправо. Экипаж данный факт не учел,
своевременно не выполнил доворот и оказался над центром ложбины. Для
исправления допущенного уклонения от линии заданного пути экипаж на
высоте около 13-14 м приступил к довороту вправо.
В процессе доворота экипаж упустил контроль за препятствиями
на рабочем участке и на высоте полета около 14 м, при нахождении
самолета практически над средней частью ложбины, произошло
столкновение с проводами ЛЭП.
По характеру повреждений элементов конструкции ВС
установлено, что в момент столкновения с препятствием угол крена
самолета составлял около 17°. Через 90 м от места первого касания с
проводами ЛЭП самолет с незначительным левым креном и
отрицательным углом тангажа столкнулся с землей.
21 Сборник №26