Page 268 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 268

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          и  не  всегда  желаемый.  Не  случайно,  наверное,  эксплуатируемые  в
          настоящее  время  главные  редукторы  основных  типов  вертолетов  по
          показателям долговечности имеют столь существенные различия.
               Например,  редуктор  ВР-2  легкого  вертолета  Ми-2,  который
          находится в эксплуатации более 50 лет, эксплуатируется с назначенным
          ресурсом  до  списания 4500 ч (при 3-х  ремонтах)  и  сроком  службы  до
          ремонта 15  лет.  Средний  вертолет  Ми-8Т,  имеет  столь  же  давнюю
          историю, но ресурс его редуктора ВР-8А до списания доведен до 13500
          часов и без ограничения срока службы. Однако ресурс между ремонтами
          ограничен всего лишь 2000 часами и сроком службы 20 лет. А его, по
          сути,  собрату  созданному  для  модификации  вертолета  Ми-8МТ,
          главному редуктору ВР-14 назначено до списания только 6000 часов. Но
          между  ремонтами  возможна  эксплуатация  в  пределах 2750  часов  в
          течение 21  года.  Упомянутый  уже  редуктор  ВР-26  в  настоящее  время
          имеет  назначенный  ресурс 3000  часов (до  ремонта  и  межремонтный
          1500  часов  и 15  лет)  с  перспективой  продления  до 4500  при
          необозначенном пока назначенном сроке службы.
               И это стабильные показатели с хорошей перспективой к увеличению
          при  возникновении  заинтересованности  в  этом.  Так,  например,  была
          решена  проблема  поддержания  исправности  парка  вертолетов  в  период
          ограниченного  финансирования  МО  РФ  при  исчерпании  запасов  ресурса
          или сроков службы основных агрегатов вертолета, в том числе и главных
          редукторов.  Возможность  их  дальнейшей  эксплуатации  определялась  в
          зависимости  от  технического  состояния  агрегата,  на  основании
          индивидуального  исследования  каждого  из  них.  Из 2195  исследованных
          главных  редукторов  всех  типов  вертолетов  от  дальнейшей  эксплуатации
          было отстранено всего лишь 14 единиц, и это естественно при условии, что
          они  благополучно  функционировали  в  пределах  ранее  установленных
          ресурсных ограничений.
               Однако  отработанная  практика  ввода  редуктора  в  эксплуатацию
          дала  сбой  с  созданием  главного  редуктора,  у  которого  входные  валы,
          воспринимающие крутящий момент от двигателей вертолета (рисунок 1)
          оказались  относительно  привычного  расположения  практически  на
          противоположной стороне.
               Этого требовала оригинальная  компоновка вертолетов типа  Ми-28.
          И сразу начались проблемы, хотя при чем здесь, казалось бы, расположение
          входных  валов.  Но  считается,  что  неудачная  судьба  вертолетов  Ми-28  и
          Ми-28А главным образом была определена именно низкой надежностью их
          главного редуктора ВР-28, если конечно не акцентировать внимание на том
          периоде  безвременья,  в  котором  протекал  процесс  создания  этих
          вертолетов.  Было  принято  решение  о  создании  редуктора  ВР-29
          принципиально иной внутренней компоновки, который впервые взлетел в
          составе следующей модификации вертолета типа Ми-28Н в 1996 году.
               Довольно  длительная  эксплуатация  в  составе  опытных  вертолетов
          для главных редукторов ВР-29 прошла сравнительно спокойно. Однако, в
          2006  году  после  предъявительских  испытаний  на  испытательном  стенде


          Сборник №26                    266
   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272   273