Page 268 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 268
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
и не всегда желаемый. Не случайно, наверное, эксплуатируемые в
настоящее время главные редукторы основных типов вертолетов по
показателям долговечности имеют столь существенные различия.
Например, редуктор ВР-2 легкого вертолета Ми-2, который
находится в эксплуатации более 50 лет, эксплуатируется с назначенным
ресурсом до списания 4500 ч (при 3-х ремонтах) и сроком службы до
ремонта 15 лет. Средний вертолет Ми-8Т, имеет столь же давнюю
историю, но ресурс его редуктора ВР-8А до списания доведен до 13500
часов и без ограничения срока службы. Однако ресурс между ремонтами
ограничен всего лишь 2000 часами и сроком службы 20 лет. А его, по
сути, собрату созданному для модификации вертолета Ми-8МТ,
главному редуктору ВР-14 назначено до списания только 6000 часов. Но
между ремонтами возможна эксплуатация в пределах 2750 часов в
течение 21 года. Упомянутый уже редуктор ВР-26 в настоящее время
имеет назначенный ресурс 3000 часов (до ремонта и межремонтный
1500 часов и 15 лет) с перспективой продления до 4500 при
необозначенном пока назначенном сроке службы.
И это стабильные показатели с хорошей перспективой к увеличению
при возникновении заинтересованности в этом. Так, например, была
решена проблема поддержания исправности парка вертолетов в период
ограниченного финансирования МО РФ при исчерпании запасов ресурса
или сроков службы основных агрегатов вертолета, в том числе и главных
редукторов. Возможность их дальнейшей эксплуатации определялась в
зависимости от технического состояния агрегата, на основании
индивидуального исследования каждого из них. Из 2195 исследованных
главных редукторов всех типов вертолетов от дальнейшей эксплуатации
было отстранено всего лишь 14 единиц, и это естественно при условии, что
они благополучно функционировали в пределах ранее установленных
ресурсных ограничений.
Однако отработанная практика ввода редуктора в эксплуатацию
дала сбой с созданием главного редуктора, у которого входные валы,
воспринимающие крутящий момент от двигателей вертолета (рисунок 1)
оказались относительно привычного расположения практически на
противоположной стороне.
Этого требовала оригинальная компоновка вертолетов типа Ми-28.
И сразу начались проблемы, хотя при чем здесь, казалось бы, расположение
входных валов. Но считается, что неудачная судьба вертолетов Ми-28 и
Ми-28А главным образом была определена именно низкой надежностью их
главного редуктора ВР-28, если конечно не акцентировать внимание на том
периоде безвременья, в котором протекал процесс создания этих
вертолетов. Было принято решение о создании редуктора ВР-29
принципиально иной внутренней компоновки, который впервые взлетел в
составе следующей модификации вертолета типа Ми-28Н в 1996 году.
Довольно длительная эксплуатация в составе опытных вертолетов
для главных редукторов ВР-29 прошла сравнительно спокойно. Однако, в
2006 году после предъявительских испытаний на испытательном стенде
Сборник №26 266