Page 265 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 265

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            попадании  топливо-воздушной  смеси  в  каналы  воздухозаборников
            силовой   установки   аварийного   самолета   с   последующим   ее
            воспламенением  по  механизму  взрывного  горения,  что  и  послужило
            причиной разрушения конструкции самолета в воздухе.
                  При этом под взрывным горением понимают реакцию горения со
            скоростью  распространения  высокотурбулентного  пламени  порядка
            100 м/с и выше, сопровождающимся резким повышением давления [3].
                  Анализ  соответствующей  литературы [3,4,5]  и  материалов
            объективного контроля показал, что в последнем полете самолета имелись
            необходимые  условия  для  самовоспламенения  топлива  на  последних
            ступенях  компрессора  двигателя  и  реализации  механизма  взрывного
            горения  в  каналах  воздухозаборника,  выразившиеся  в  уменьшении
            температуры  воспламенения  керосина  до  температуры  порядка
            250 - 300С за счет распыления и повышения давления и нагрева деталей
            последних ступенях компрессора до температура порядка 300С.
                  Анализ   материалов   стендовых   испытаний   по   проверке
            работоспособности двигателя при попадании топлива на его вход показал,
            что  на  всех  режимах  работы  двигатель  самолета  чувствителен  даже  к
            сравнительно  небольшим  массам  топлива (порядка 0,15 –  0,19 кг),
            которые  вызывают  сильные  взрывные  процессы  в  его  газовоздушном
            тракте  с  выбросом  пламени  из  входа  и  реактивного  сопла.  При  этом
            увеличение  статического  давления  воздуха  за  компрессором  при
                                                             2
            взрывном сгорании топлива составляет 2,5 – 3,0 кгс/см  и не зависит от
            объема забрасываемого топлива.
                  Анализ  стендовых  испытаний  конструкции  воздухозаборников  и
            топливных  баков  при  различных  комбинациях  давления  показал,  что
            величина  внутреннего  давления,  при  котором  произойдет  разрушение
            внутренней стенки воздухозаборника, составляет порядка 3,5 кг/см . Как
                                                                       2
            отмечалось  выше,  увеличение  статического  давление  при  взрывном
                                                                  2
            сгорании в стационарных условиях составляет 2,5 – 3,0 кгс/см . Учитывая
            это,  а  также  тот  факт,  что  взрывное  горение  топливовоздушного
            аэрозольного   облака   в   исследуемом   случае   происходило   в
            нестационарных условиях и в закрытых объемах, можно сделать вывод,
            что  величины  скачков  внутреннего  давления  газов  были  достаточными
            для динамического разрушения конструкции каналов воздухозаборников.
            Подтверждением  этому  служит  техническое  состояние  фрагментов
            конструкции воздухозаборников (их деформация изнутри-наружу).
                  О    возможном    протекании   взрывного   горения   может
            свидетельствовать наличие кратковременного отрицательного (тормозящего
            самолет)  импульса  продольной  перегрузки n x  на  записях  бортового
            самописца (рисунок 7).  В  исследуемом  случае  наблюдаются  два  подобных
            импульса  во  время  развития  нештатной  ситуации.  Первый  тормозящий
            импульс  величиной n x = -0,17  появляется  вслед  за  достижением
            положительной боковой перегрузки своего максимального значения n z = 0,14,
            второй с величиной n x = -0,16 – вслед за достижением отрицательной боковой
            перегрузки своего максимального значения n z = -0,28.


                                            263                    Сборник №26
   260   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270