Page 134 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 134
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
расследованных инцидентов с выявлением ЧФ, как основного фактора
события, и количеством авиационных происшествий по тому же фактору
в наших статистических данных.
Некоторые могут спросить, а зачем делить эти данные и
«пирамиду» на факторы? В целом же количество более-менее
укладывается в эту статистическую зависимость, зачем усложнять? Ну
дело в том, что если какая-то статистическая зависимость существует, то
значит наиболее вероятно существует и физический (или какой-то другой)
закон, определяющий эту зависимость, но временно не поддающийся
строгому математическому описанию (формулированию) на данном
уровне развития науки. И если мы говорим, что у происшествия
существует целый ряд предшественников, то эти предшественники
должны быть из того же качественного, понятийного списка, по крайней
мере. Ну, предположим, в какой связи находится частота, с которой вы на
машине выезжаете на встречную полосу и вероятность внезапного отказа
бензонасоса? Или, какова, например, корреляция между тем, как часто вы
заправляетесь некачественным бензином и вероятностью лобового
столкновения с «Камазом»? Такие корреляционные связи, мягко говоря,
не очевидны. Также и здесь, какая взаимосвязь между частотой отказов
системы управления передней опоры шасси и частотой нарушений правил
эшелонирования?
Таким образом, какой вывод
можно сделать из вышесказанного?
Правильно – более 50% инцидентов,
особенно связанных с действиями
экипажа, лежат вне зоны нашей
видимости, то есть не докладываются и
не расследуются. Перед нами
проплывает айсберг информации, лишь
небольшая часть которой видна.
Что в этом плохого? Во-первых,
при этом мы с вами теряем ценную
информацию, которая могла бы быть
использована для разработки
превентивных мероприятий и могла бы
спасти человеческие жизни. Не буду
приводить примеры и убеждать вас в
этом – это вещь очевидная. Мы знаем немало случаев, когда уже в ходе
расследования катастрофы выясняется, что подобные события имели
место с этим же ВС, или с тем же экипажем, но он не были выявлены или
по ним не было проведено превентивных мероприятий, и, как результат –
трагедия. Во-вторых, отсутствие этой части информации в статистических
данных серьезно искажает общую картину и может приводить к
неправильным решениям в области управления безопасностью полетов. И
ладно бы это была потенциальная угроза – это уже реальность.
Статистические данные уже используются для оценки уровня
Сборник №26 132