Page 134 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 134

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          расследованных  инцидентов  с  выявлением  ЧФ,  как  основного  фактора
          события, и количеством авиационных происшествий по тому же фактору
          в наших статистических данных.
               Некоторые  могут  спросить,  а  зачем  делить  эти  данные  и
          «пирамиду»  на  факторы?  В  целом  же  количество  более-менее
          укладывается  в  эту  статистическую  зависимость,  зачем  усложнять?  Ну
          дело в том, что если какая-то статистическая зависимость существует, то
          значит наиболее вероятно существует и физический (или какой-то другой)
          закон,  определяющий  эту  зависимость,  но  временно  не  поддающийся
          строгому  математическому  описанию (формулированию)  на  данном
          уровне  развития  науки.  И  если  мы  говорим,  что  у  происшествия
         существует  целый  ряд  предшественников,  то  эти  предшественники
         должны быть из того же качественного, понятийного списка, по крайней
          мере. Ну, предположим, в какой связи находится частота, с которой вы на
          машине выезжаете на встречную полосу и вероятность внезапного отказа
         бензонасоса? Или, какова, например, корреляция между тем, как часто вы
         заправляетесь  некачественным  бензином  и  вероятностью  лобового
         столкновения с «Камазом»? Такие корреляционные связи, мягко говоря,
          не очевидны. Также и здесь, какая взаимосвязь между частотой отказов
          системы управления передней опоры шасси и частотой нарушений правил
          эшелонирования?
               Таким  образом,  какой  вывод
          можно  сделать  из  вышесказанного?
          Правильно –  более 50%  инцидентов,
          особенно  связанных  с  действиями
          экипажа,  лежат  вне  зоны  нашей
          видимости, то есть не докладываются и
          не   расследуются.   Перед    нами
          проплывает айсберг информации, лишь
          небольшая часть которой видна.
               Что в этом плохого? Во-первых,
          при  этом  мы  с  вами  теряем  ценную
          информацию,  которая  могла  бы  быть
          использована    для     разработки
          превентивных мероприятий и могла бы
          спасти  человеческие  жизни.  Не  буду
          приводить  примеры  и  убеждать  вас  в
         этом – это вещь очевидная. Мы знаем немало случаев, когда уже в ходе
          расследования  катастрофы  выясняется,  что  подобные  события  имели
          место с этим же ВС, или с тем же экипажем, но он не были выявлены или
          по ним не было проведено превентивных мероприятий, и, как результат –
          трагедия. Во-вторых, отсутствие этой части информации в статистических
          данных  серьезно  искажает  общую  картину  и  может  приводить  к
          неправильным решениям в области управления безопасностью полетов. И
          ладно  бы  это  была  потенциальная  угроза –  это  уже  реальность.
         Статистические  данные  уже  используются  для  оценки  уровня

          Сборник №26                    132
   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139