Page 139 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 139
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
данных системы в маленькой стране с одной-двумя авиакомпаниями,
одним центром ОВД, одним-двумя аэропортами …
К решению этих проблем и в целях оказания содействия
созданию таких систем в наших с Вами странах достаточно
конструктивно подошла региональная группа экспертов по
безопасности полетов ИКАО RASG-EUR. В рамках работы группы IE-
REST нашего географического региона создана подгруппа IE-TSG
(Taxonomy and Safety Data Analysis Group), в задачи которой входит
внедрение совместных с ADREP/ECCAIRS таксономий и баз данных
учета авиационных происшествий, инцидентов и рекомендаций, а
также внедрение эффективных систем сбора и предоставления
сообщений об авиационных событиях, связанных с безопасностью
полетов, в том числе добровольных сообщений. На прошедших в
Москве и Кишиневе в прошлом году совещаниях разработан план
реализации инициатив, начат подбор специалистов. Следующее
совещание состоится в Алматы в августе 2014 года. Наиболее
существенный прогресс в развитии систем добровольных сообщений в
нашем регионе к настоящему моменту достигнут в Грузии и в
Молдове. Специалисты этих государств, совместно с экспертами
практически всех государств нашего региона принимают активное
участие в работе групп ИКАО RASG-EUR/IE-REST.
Возможно ли это у нас? Приживется ли у нас парадигма «just
culture» («просто культура»), «недисциплинарное» использование
информации и «честная игра» в этой отрасли? Приведу небольшой
пример. Еще лет 5 назад мы с трудом верили, что культура на дороге у нас
позволит водителям уступать пешеходам дорогу на переходах. Но,
прошло не так много времени, оштрафовано минимальное количество
водителей, а результат очевиден – мы даже не заметили, как это стало
нормой, причем без экстраординарных мер дисциплинарного воздействия
со стороны наших государств. Просто мы все постепенно поменялись и
изменили свое отношение к проблеме, и теперь уже мы сами удивляемся
и шарахаемся от автомобилей в странах и городах, где правило уступать
дорогу пешеходу правилом хорошего тона еще не стало.
Можно посыпать голову пеплом и оставить все, как есть, а можно
двигаться вперед. Меняя отношение специалистов и общества к проблеме,
проводя работу с правоохранительными органами, разрабатывая
инструктивный и методический материал, внедряя современные
технологии, и, в конце концов, выступая с законодательными
инициативами, можно постепенно изменить ситуацию и прийти к
цивилизованному отношению к профессионалу, пилоту, диспетчеру и к
их доверию системе. Вот тогда, возвращаясь к началу этой статьи, и
можно будет говорить о доверии данным и статистике.
137 Сборник №26