Page 129 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 129
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
событию, а, следовательно, разработать эффективные профилактические
мероприятия. Кроме, конечно, таких, как «разобрать …», «усилить …»,
«укрепить …», «повысить …», «принять меры …» и т.п.
Расследователь отличается от специалистов по средствам
объективного контроля тем, что способен, опираясь на первичную
информацию о развитии особой ситуации в полете и установленной
активной причине, провести всесторонний анализ характеристик пилота
(элемента ВС, фактора внешней среды) и определить непосредственную
причину ошибки (отказа элемента, воздействия фактора внешней среды).
После этого расследователь изучает каждый наземный компонент
авиационной системы, выявляет в них недостатки, как главную причину
произошедшего, и на основании этого обосновывает эффективные
профилактические мероприятия. Отсюда вытекает следующее
заключение: расследователь в отличие от специалиста по средствам
объективного контроля должен владеть методологией системного
анализа, хорошо представлять структуру и закономерности
функционирования авиационной системы, ее отдельных
компонентов и обладать аналитическими навыками. Но самое
главное – он обязан быть высоконравственной личностью, способной
жестко противостоять разного рода воздействиям заинтересованных
должностных лиц многочисленных компонентов авиационной
системы, защищающих «честь» собственного (давно побитого
молью!) мундира, и посторонних людей.
К глубокому сожалению, приходится констатировать, что
большинство современных расследователей не владеет методологией
системного анализа, слабо представляет структуру и закономерности
функционирования авиационной системы, ее отдельных компонентов и не
обладает аналитическими навыками. И, конечно же, с прискорбием
приходится говорить о том, что нравственные характеристики не у всех из
них на высоте. Вот почему качество расследования авиационных событий
сегодня страдает, а разрабатываемые рекомендации не эффективны.
Возникает справедливый вопрос: как изменить ситуацию к
лучшему и что для этого необходимо сделать? Ответ прост – требуется
совершенствовать профессиональную подготовку и формировать
высоко нравственную личность расследователя. Непонимание этого
привело к отсутствию в стране системы подготовки расследователей
авиационных происшествий, отвечающей требованиям ИКАО (циркуляр
Cir 298 AN/172) и включающей следующие этапы: а) начальная
подготовка; б) обучение на рабочем месте; в) базовые курсы по
расследованию авиационных происшествий; г) продвинутые курсы
по расследованию авиационных происшествий, которые
дополняются специализированными курсами.
В контексте изложенного теоретического материала уместно
вспомнить расследование одной трагедии, где развитие особой ситуации
полета было достаточно продолжительным и включало все стадии:
усложнение условий полета, сложную ситуацию, аварийную и
127 Сборник №26