Page 137 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 137

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  Так каковы же непосредственные причины такого положения дел,
            такого  состояния «системы»?  Отмечу  наиболее  существенные  на  мой
            взгляд из них:

                    Боязнь преследования со стороны правоохранительных органов.
                    Боязнь административных санкция со стороны авиакомпании.
                    Нежелание  авиакомпаний  докладывать  об  инцидентах  ввиду
                     вполне вероятных временных и финансовых потерь.
                    Нежелание  авиационных  властей  заниматься  расследованием
                     «мелких» инцидентов и анализом сообщений ввиду отсутствия
                     для этого необходимых ресурсов.
                    Недостатки нормативно-правовой базы.
                    Культурно-социальные аспекты.
                  Что в этом списке ставить на первое место, что на последнее – не
            сильно принципиально, более правильно это было бы расположить в виде
            кольца, так, как все это больше напоминает замкнутый круг.
                  Пути решения проблемы.
                  Статья  не  ставит  перед  собой  задачу  дать  готовые  решения.
            Постараемся наметить пути движения, предложить варианты …
                  Решать  задачу  по  выходу  из  замкнутого  круга  вообще  всегда
            сложно. Можно разорвать его где-то, неизбежно пожертвовав при этом
            одним из элементов. А можно предложить путь более эволюционный и
            менее  болезненный –  можно  попытаться  пойти  по  пути  постепенного
            сближения  позиций,  превращая  замкнутый  круг  в  одно  целое,  в
            сингулярность.   Сближение   позиций   государства   и   общества,
            профессионалов  и  работодателей,  социальной  сферы  и  правовой
            дисциплины –  вот,  возможно,  один  из  путей  выхода  из  этого  кризиса.
            Ослабление  государственного  прессинга  должно  идти  параллельно  с
            ростом сознательности и культуры в исполнительской среде, ослабление
            контроля   со   стороны    правоохранительных   органов   должно
            сопровождаться замещением этого контроля самоконтролем, контролем
            со  стороны  работодателей,  профессиональных  сообществ,  общества  в
            целом.  И  все  это  должно  подкрепляться  разработкой  и  внедрением
            современной нормативной базы.
                  Одно из направлений по улучшению общей ситуации с информацией
            об  авиационных  событиях  является  внедрение  и  развитие  систем
            добровольных сообщений об авиационных инцидентах и происшествиях. В
            отличие от системы обязательных донесений, это система, в которой автор
            может  остаться  инкогнито,  вся  информация  деидентифицирована (нет
            возможности  узнать  имя  пилота  и т.д.)  и  информация  которой  не  может
            быть использована правоохранительными органами.
                  Как  это  реализовывается  на  практике?  И  снова  обратимся  к
            зарубежному опыту.


                                            135                    Сборник №26
   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142