Page 137 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 137
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Так каковы же непосредственные причины такого положения дел,
такого состояния «системы»? Отмечу наиболее существенные на мой
взгляд из них:
Боязнь преследования со стороны правоохранительных органов.
Боязнь административных санкция со стороны авиакомпании.
Нежелание авиакомпаний докладывать об инцидентах ввиду
вполне вероятных временных и финансовых потерь.
Нежелание авиационных властей заниматься расследованием
«мелких» инцидентов и анализом сообщений ввиду отсутствия
для этого необходимых ресурсов.
Недостатки нормативно-правовой базы.
Культурно-социальные аспекты.
Что в этом списке ставить на первое место, что на последнее – не
сильно принципиально, более правильно это было бы расположить в виде
кольца, так, как все это больше напоминает замкнутый круг.
Пути решения проблемы.
Статья не ставит перед собой задачу дать готовые решения.
Постараемся наметить пути движения, предложить варианты …
Решать задачу по выходу из замкнутого круга вообще всегда
сложно. Можно разорвать его где-то, неизбежно пожертвовав при этом
одним из элементов. А можно предложить путь более эволюционный и
менее болезненный – можно попытаться пойти по пути постепенного
сближения позиций, превращая замкнутый круг в одно целое, в
сингулярность. Сближение позиций государства и общества,
профессионалов и работодателей, социальной сферы и правовой
дисциплины – вот, возможно, один из путей выхода из этого кризиса.
Ослабление государственного прессинга должно идти параллельно с
ростом сознательности и культуры в исполнительской среде, ослабление
контроля со стороны правоохранительных органов должно
сопровождаться замещением этого контроля самоконтролем, контролем
со стороны работодателей, профессиональных сообществ, общества в
целом. И все это должно подкрепляться разработкой и внедрением
современной нормативной базы.
Одно из направлений по улучшению общей ситуации с информацией
об авиационных событиях является внедрение и развитие систем
добровольных сообщений об авиационных инцидентах и происшествиях. В
отличие от системы обязательных донесений, это система, в которой автор
может остаться инкогнито, вся информация деидентифицирована (нет
возможности узнать имя пилота и т.д.) и информация которой не может
быть использована правоохранительными органами.
Как это реализовывается на практике? И снова обратимся к
зарубежному опыту.
135 Сборник №26