Page 131 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 131

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            ОСТОРОЖНО – СТАТИСТИКА!

            С.В. Зайко
            Президент ОРАП

                  В последнее время у нас стало очень модно проводить статистические
            исследования.  Взять  какие-нибудь  данные,  поделить  их  на  что-нибудь,
            например,  количество  самолетов  на  количество  аэропортов,  и  полученные
            цифры нарисовать столбиками по годам в каком-нибудь уважаемом издании
            с  соответствующими  комментариями  о  том,  как  все  хорошо  или  как  всё
            плохо (зависит от цены на баррель). Но одно дело – просто рисовать данные в
            журнале,  а  другое –  использовать  данные  при  принятии  управленческих,
            экономических, финансовых, кадровых и прочих решений.
                  Проблема.
                  Для  получения  более-менее  достоверного  и  востребованного
            результата  статистического  исследования  использование  достоверных  и
            репрезентативных данных является условием необходимым. То есть, для
            оценки  вероятности  какого-либо  события  нам  необходимо  знать
            предысторию: сколько таких событий у нас произошло и сколько могло
            бы  теоретически  произойти.  Так  вот,  возвращаясь  к  нашей  профессии,
            давайте посмотрим, какой из наиболее распространенных анализов мы с
            вами  проводим  и  приводим  в  качестве  оценки  уровня  безопасности
            полетов  в  компаниях,  государствах,  регионах,  за  определенный  период
            времени  и т.д.?  Правильно –  их  несколько,  но  в  основе  своей  это
            количество авиационных происшествий или инцидентов на 100 тыс. часов
            налета или на 1 млн. самолетовылетов, или что-то подобное. Так вот, для
            получения таких результатов нам необходимо знать количество событий
            (происшествий  или  инцидентов)  и «налет»,  выраженный  в  часах  или
            количестве  взлетов-посадок.  В  данном  случае  знаменатель (часы  или
            взлеты) – это вещь вкусовая, дискуссионная, зависящая от региона, видов
            работ  и т.д.,  и  к  теме  отношения  не  имеющая.  И  мы  будем  принимать
            данные о «налете», получаемые из государственных и негосударственных
            источников, «на  веру».  А  для  большей  достоверности  отбросим  АОН  и
            будем говорить только о коммерческой авиации в РФ, по которой данные
            о производственной деятельности получать в настоящее время можно.
                  В 2013-м году в РФ всего (по всем видам работ) произошло 30 АП, в
            том  числе 14  катастроф (из  них 12  АП  и 4  катастрофы  в  коммерческой
            авиации).  В  тоже  время,  по  предварительным  данным  в  коммерческой
            авиации в Российской Федерации в 2013-м году произошло 864 инцидента,
            из  них 15  серьезных.  Проведя  небольшое  исследование  данных,
            полученных  по  материалам  МАК  и  Росавиации,  удалось  получить
            распределение  событий  по  факторам  авиационных  происшествий  и
            инцидентов.  Не  вдаваясь  в  более  детальный  разбор  непосредственных  и
            сопутствующих  факторов  картина  по  происшествиям  за 2013-й  год  по
            коммерческой авиации в РФ выглядит следующим образом.


                                            129                    Сборник №26
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136