Page 131 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 131
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
ОСТОРОЖНО – СТАТИСТИКА!
С.В. Зайко
Президент ОРАП
В последнее время у нас стало очень модно проводить статистические
исследования. Взять какие-нибудь данные, поделить их на что-нибудь,
например, количество самолетов на количество аэропортов, и полученные
цифры нарисовать столбиками по годам в каком-нибудь уважаемом издании
с соответствующими комментариями о том, как все хорошо или как всё
плохо (зависит от цены на баррель). Но одно дело – просто рисовать данные в
журнале, а другое – использовать данные при принятии управленческих,
экономических, финансовых, кадровых и прочих решений.
Проблема.
Для получения более-менее достоверного и востребованного
результата статистического исследования использование достоверных и
репрезентативных данных является условием необходимым. То есть, для
оценки вероятности какого-либо события нам необходимо знать
предысторию: сколько таких событий у нас произошло и сколько могло
бы теоретически произойти. Так вот, возвращаясь к нашей профессии,
давайте посмотрим, какой из наиболее распространенных анализов мы с
вами проводим и приводим в качестве оценки уровня безопасности
полетов в компаниях, государствах, регионах, за определенный период
времени и т.д.? Правильно – их несколько, но в основе своей это
количество авиационных происшествий или инцидентов на 100 тыс. часов
налета или на 1 млн. самолетовылетов, или что-то подобное. Так вот, для
получения таких результатов нам необходимо знать количество событий
(происшествий или инцидентов) и «налет», выраженный в часах или
количестве взлетов-посадок. В данном случае знаменатель (часы или
взлеты) – это вещь вкусовая, дискуссионная, зависящая от региона, видов
работ и т.д., и к теме отношения не имеющая. И мы будем принимать
данные о «налете», получаемые из государственных и негосударственных
источников, «на веру». А для большей достоверности отбросим АОН и
будем говорить только о коммерческой авиации в РФ, по которой данные
о производственной деятельности получать в настоящее время можно.
В 2013-м году в РФ всего (по всем видам работ) произошло 30 АП, в
том числе 14 катастроф (из них 12 АП и 4 катастрофы в коммерческой
авиации). В тоже время, по предварительным данным в коммерческой
авиации в Российской Федерации в 2013-м году произошло 864 инцидента,
из них 15 серьезных. Проведя небольшое исследование данных,
полученных по материалам МАК и Росавиации, удалось получить
распределение событий по факторам авиационных происшествий и
инцидентов. Не вдаваясь в более детальный разбор непосредственных и
сопутствующих факторов картина по происшествиям за 2013-й год по
коммерческой авиации в РФ выглядит следующим образом.
129 Сборник №26