Page 138 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 138
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
В США к настоящему моменту действуют 7(!) программ
добровольных сообщений в области безопасности полетов. Три из них –
непосредственно системы сбора данных (ASRS, ASAP, VDRP). Остальные
– это программы аудита, обучения, оценки рисков. Программа
добровольных сообщений (ASRS) в США еще в 70-х годах была запущена
при NASA для обеспечения большего доверия со стороны авиакомпаний
и пилотов. Затем, с развитием законодательства и обеспечением защиты
данных от нецелевого использования, программа ASRP а затем ASAP
была запущена FAA США и в настоящее время успешно функционирует.
По информации FAA США программа добровольных сообщений ASAP
(Aviation Safety Action Program) в настоящее время позволяет получать
данные о более чем 80 000 событий в год, 90%(!) из которых FAA не
получает через систему обязательных донесений. Сейчас в США
проводится развитие интегрированной системы ASIAS (Aviation Safety
Information Sharing and Analysis system), которая позволяет собирать и
анализировать данные из огромного количества источников. К январю
2013 года в распоряжении системы были 64 базы данных
конфиденциальной информации и 142 базы данных общего доступа, в том
числе база данных системы FOQA (экспресс-анализа полетной
информации) с 9 млн. полетов. Эта система должна стать частью
следующего поколения авиационной системы США к 2025 году. Защита
же данных в этой системе не только не предоставляет доступ к этой
информации правоохранительным органам, но и ограничивает доступ
даже расследователям – NTSB.
В Российской Федерации, к сожалению, государственная система
добровольных сообщений к настоящему моменту не работает.
Возможно, предстоящая проверка ИКАО даст еще один импульс к
созданию такой системы. Напомню, что создание системы
добровольного представления данных уже не является рекомендацией, а
является стандартом ИКАО: Приложение 19. 5.1.2 «Каждое государство
создает систему добровольного представления данных об инцидентах в
целях содействия сбору информации о фактических или потенциальных
недостатках в обеспечении безопасности полетов, которые могут не
фиксироваться в рамках системы обязательного представления данных
об инцидентах». Принципы защиты такой информации от нецелевого
использования также прописаны в стандартах ИКАО.
Во всех развитых странах системы добровольных сообщений так
или иначе уже созданы и работают, принося существенную пользу.
Существуют также наднациональные системы, такие, как система
STEADES (Safety Trend Evaluation, Analysis & Data Exchange System)
ассоциации ИАТА, EVAIR (EUROCONTROL Voluntary ATM Incident
Reporting) Евроконтроля в части сообщений ОВД. Наднациональные
системы здесь имеют некоторое преимущество, позволяя, во-первых,
собирать больший объем данных, а во-вторых, позволяя лучше
защитить данные, более эффективно обеспечивая их
деидентификацию. Согласитесь, непросто обеспечить анонимность
Сборник №26 136