Page 138 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 138

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               В  США  к  настоящему  моменту  действуют 7(!)  программ
          добровольных сообщений в области безопасности полетов. Три из них –
          непосредственно системы сбора данных (ASRS, ASAP, VDRP). Остальные
          –  это  программы  аудита,  обучения,  оценки  рисков.  Программа
          добровольных сообщений (ASRS) в США еще в 70-х годах была запущена
          при NASA для обеспечения большего доверия со стороны авиакомпаний
          и пилотов. Затем, с развитием законодательства и обеспечением защиты
          данных  от  нецелевого  использования,  программа ASRP  а  затем ASAP
          была запущена FAA США и в настоящее время успешно функционирует.
         По  информации FAA  США  программа  добровольных  сообщений ASAP
         (Aviation Safety Action Program)  в  настоящее  время  позволяет  получать
         данные  о  более  чем 80 000  событий  в  год, 90%(!)  из  которых FAA  не
         получает  через  систему  обязательных  донесений.  Сейчас  в  США
         проводится  развитие  интегрированной  системы ASIAS (Aviation Safety
          Information Sharing and Analysis system),  которая  позволяет  собирать  и
          анализировать  данные  из  огромного  количества  источников.  К  январю
          2013 года   в   распоряжении   системы   были  64  базы   данных
          конфиденциальной информации и 142 базы данных общего доступа, в том
          числе  база  данных  системы FOQA (экспресс-анализа  полетной
          информации)  с 9  млн.  полетов.  Эта  система  должна  стать  частью
          следующего поколения авиационной системы США к 2025 году. Защита
          же  данных  в  этой  системе  не  только  не  предоставляет  доступ  к  этой
          информации  правоохранительным  органам,  но  и  ограничивает  доступ
          даже расследователям – NTSB.
               В Российской Федерации, к сожалению, государственная система
          добровольных  сообщений  к  настоящему  моменту  не  работает.
          Возможно,  предстоящая  проверка  ИКАО  даст  еще  один  импульс  к
          созданию   такой   системы.   Напомню,   что   создание   системы
          добровольного представления данных уже не является рекомендацией, а
          является стандартом ИКАО: Приложение 19. 5.1.2 «Каждое государство
          создает систему добровольного представления данных об инцидентах в
          целях содействия сбору информации о фактических или потенциальных
         недостатках  в  обеспечении  безопасности  полетов,  которые  могут  не
         фиксироваться  в  рамках  системы  обязательного  представления  данных
         об  инцидентах».  Принципы  защиты  такой  информации  от  нецелевого
          использования также прописаны в стандартах ИКАО.
               Во всех развитых странах системы добровольных сообщений так
          или  иначе  уже  созданы  и  работают,  принося  существенную  пользу.
          Существуют  также  наднациональные  системы,  такие,  как  система
          STEADES (Safety Trend Evaluation, Analysis & Data Exchange System)
          ассоциации  ИАТА, EVAIR (EUROCONTROL Voluntary ATM Incident
          Reporting)  Евроконтроля  в  части  сообщений  ОВД.  Наднациональные
          системы  здесь  имеют  некоторое  преимущество,  позволяя,  во-первых,
          собирать  больший  объем  данных,  а  во-вторых,  позволяя  лучше
          защитить    данные,    более    эффективно    обеспечивая    их
          деидентификацию.  Согласитесь,  непросто  обеспечить  анонимность

          Сборник №26                    136
   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143