Page 133 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 133

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  Сразу  встает  вопрос:  чему  верить?  Нет,  можно,  кончено,
            «поуточнять»,  подискутировать  на  предмет  учета  факторов,  учета
            сопутствующих  факторов,  особенности  учета,  подсчета,  статистической
            погрешности и т.д. Но не в 5 же раз будет разница!
                  Для начала давайте посмотрим как обстоят дела с распределением
            факторов в мировой авиации. В мировой практике статистика указывает
            на  следующее  соотношение: «ЧФ» –  70…80%, «Техника» –  20…30%,
            остальные факторы < 5%. В общем, ничего нового. Но откуда же тогда
            такое соотношение в нашей статистике по инцидентам?
                  А  давайте  теперь  посмотрим,  сколько  вообще  у  нас  произошло
            инцидентов  и  каково  их  соотношение  к  количеству  авиационных
            происшествий. У нас получится следующее соотношение: 864/12, то есть
            72/1. Если же разделить это на группы факторов, то соотношение будет
            примерно  следующим:  на  одно  АП  по  фактору «ВС»  приходится
            примерно 290  инцидентов;  а  на  одно  АП  по  фактору «Экипаж»
            приходится примерно 15 инцидентов. И здесь вспоминается классический
            треугольник   модели/пирамиды   Хейнриха   (слева),   а   также   ее
            интерпретация, принятая в авиации (справа).


















                  Чем  примечательна  эта  модель  и  откуда  она  появилась?  В  своей
            книге «Предотвращение  происшествий  на  производстве,  научный
            подход»,  вышедшей  в  США  в 1931  году,  Герберт  Хейнрих  предложил
            использовать  следующий  подход,  в  последующем  названный  моделью,
            или  пирамидой  Хейнриха,  в  соответствии  с  которой  на  каждое
            происшествие  с  серьезной  травмой  приходится 29  происшествий  с
            незначительными  травмами  и 300  событий  без  каких-либо  травм.
            Основанная  на 17-тилетних  статистических  исследованиях  модель  в
            последующие  годы  подтвердила  свою  правдоподобность  и  стала
            использоваться повсеместно, в том числе и в авиации. Да, здесь опять же
            можно  спорить,  что  ставить  в  вершину  пирамиды,  происшествие,  или
            катастрофу,  куда  включать  серьезные  инциденты,  применять  ли
            альтернативную  пирамиду NASA  или  другие,  и  т.д.  Но  факт  останется
            фактом –  очередное  серьезное  несоответствие  между  количеством

                                            131                    Сборник №26
   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138