Page 133 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 133
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Сразу встает вопрос: чему верить? Нет, можно, кончено,
«поуточнять», подискутировать на предмет учета факторов, учета
сопутствующих факторов, особенности учета, подсчета, статистической
погрешности и т.д. Но не в 5 же раз будет разница!
Для начала давайте посмотрим как обстоят дела с распределением
факторов в мировой авиации. В мировой практике статистика указывает
на следующее соотношение: «ЧФ» – 70…80%, «Техника» – 20…30%,
остальные факторы < 5%. В общем, ничего нового. Но откуда же тогда
такое соотношение в нашей статистике по инцидентам?
А давайте теперь посмотрим, сколько вообще у нас произошло
инцидентов и каково их соотношение к количеству авиационных
происшествий. У нас получится следующее соотношение: 864/12, то есть
72/1. Если же разделить это на группы факторов, то соотношение будет
примерно следующим: на одно АП по фактору «ВС» приходится
примерно 290 инцидентов; а на одно АП по фактору «Экипаж»
приходится примерно 15 инцидентов. И здесь вспоминается классический
треугольник модели/пирамиды Хейнриха (слева), а также ее
интерпретация, принятая в авиации (справа).
Чем примечательна эта модель и откуда она появилась? В своей
книге «Предотвращение происшествий на производстве, научный
подход», вышедшей в США в 1931 году, Герберт Хейнрих предложил
использовать следующий подход, в последующем названный моделью,
или пирамидой Хейнриха, в соответствии с которой на каждое
происшествие с серьезной травмой приходится 29 происшествий с
незначительными травмами и 300 событий без каких-либо травм.
Основанная на 17-тилетних статистических исследованиях модель в
последующие годы подтвердила свою правдоподобность и стала
использоваться повсеместно, в том числе и в авиации. Да, здесь опять же
можно спорить, что ставить в вершину пирамиды, происшествие, или
катастрофу, куда включать серьезные инциденты, применять ли
альтернативную пирамиду NASA или другие, и т.д. Но факт останется
фактом – очередное серьезное несоответствие между количеством
131 Сборник №26