Page 128 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 128

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               - установление  непосредственной  причины  допущенной  ошибки
          (нарушения)  путем  оценки  характеристик  пилота,  эргономики  ВС  и
          внешней среды с выявлением в них недостатков (опасных факторов);
               - определение  промежуточной  причины,  часто  порождающей
          непосредственную;
               - выявление  главной  причины  на  основе  поиска  недостатков  в
          наземных  компонентах  авиационной,  обусловивших  возникновение  и
          проявление промежуточной, непосредственной и активной причин.
               Это  наиболее  интеллектуально  емкий  этап,  характеризующийся
          глубокой  и  всесторонней  аналитической  работой,  направленной  на
          получение  ответов  на  многочисленные «почему?».  Другими  словами,
          именно благодаря выполнению данного этапа расследования выявляются
          системные  недостатки,  присущие  конкретному  наземному  компоненту
          авиационной  системы,  которые  и  определяют  профилактические
          мероприятия. Если данный этап исключить, то рекомендации, фигурально
          выражаясь,  будут «высосаны»  из  пальца,  а,  следовательно,  окажутся  не
          эффективными  и  не  остановят «ксерокопирование»  аналогичных
          событий. Что, собственно, и наблюдается в реальной жизни. И ни у кого
          это не вызывает озабоченности.
               Третий этап – профилактический. При полноценном проведении
          второго  этапа  профилактические  мероприятия,  образно  говоря,
          «выкристаллизовываются»  самостоятельно.  Поскольку  выявленные
          недостатки в наземных компонентах авиационной системы автоматически
          определяют,  что  с  ними  делать  с  учетом  характера  этих  недостатков.
          Например,  если  выявлено  несовершенство  системы  эргономического
          обеспечения   разработки   ВС,   то   принимаются   меры   по   ее
          совершенствованию с учетом выявленных недостатков. Если установлено,
          что страдает система регламентации режимов труда, отдыха и питания, то
          разрабатываются  рекомендации  по  ее  оптимизации.  Если  установлен
          отказ  из-за  разрушения  изделия,  то  требуется  определить  главную
          причину в виде недостатков в производстве, обслуживании, эксплуатации
         и т.п., а, следовательно, разработать мероприятия по совершенствованию
         соответствующей системы и т.д. Понятно, что в том случае, когда главная
          причина   не   установлена,   профилактические   мероприятия,   как
          подчеркивалось выше, «высасываются» из пальца.
               Выделение  трех  этапов  в  расследовании  авиационных (и  не
          только!)  событий  позволяет  ярко  очертить  профессиональные
          требования  к  расследователю.  Становится  вполне  понятно,  что
          специалист,   владеющий    навыками    расшифровки     бортовых
          регистраторов   и   даже    выявляющий     активную     причину
          произошедшего, по большому счету расследователем не является, а
          остается специалистом по средствам объективного контроля. Более
          того,  специалисты  такого  плана  имеются  в  каждой  авиакомпании,  в
          каждом  полку  ВВС,  но  они  не  расследователи.  Поскольку  не  владеют
          специфической  методологией  этого  вида  деятельности,  и  не  способны
          ответить  на  вопрос  о  том,  какие  системные  недостатки  привели  к


          Сборник №26                    126
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133