Page 111 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 111
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
б) средства деятельности с их эргономическими особенностями
(ВС, спецтехника, приборы и т.д.) и
в) внешнюю среду, имеющую эргономические особенности
(свойства ВПП, освещенность на рабочем месте, температура и т.п.).
3-й уровень – рабочий (профессиональной деятельности), на
котором в процессе труда осуществляется материализация недостатков
второго уровня в виде ошибок специалистов, отказа авиатехники,
негативного воздействия окружающей среды.
Вполне очевидно, что между уровнями существуют конкретные
взаимоотношения: базовый уровень определяет характеристики
компонентов второго уровня (исполнителей, средств деятельности и
внешней среды), а последние проявляются на третьем уровне, т. е. в
процессе деятельности.
Рис. 1. Уровни архитектуры построения авиационной системы
(авиакомпании).
Условные обозначения: МС – мотивационная сфера; ПГ – профессиональная
готовность; ПР – профессиональная работоспособность; ПВК –
профессионально важные качества; ЛК – личностные качества (ДР – духовное
развитие), ЭСД – эргономические характеристики средств деятельности
(воздушного судна и т.д.), ЭСр – эргономические характеристики внешней среды.
Итак, авиационная система (авиакомпания) имеет минимум
трехуровневую структуру и на каждом из них могут скрываться опасные
факторы, своевременное устранение которых и составляет суть
проактивного подхода в управлении безопасностью полетов.
Однако нельзя забывать, что авиакомпания функционирует,
опираясь на стандарты, разработанные Минтрансом, имеющим
трехуровневую структуру, и законы, принимаемые Государственной
думой и определяющие политику в отношении авиации. Поэтому эти
два государственных органа также целесообразно включить в
авиационную систему, как влияющие, в конечном счете, на
109 Сборник №26