Page 111 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 111

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  б) средства  деятельности  с  их  эргономическими  особенностями
            (ВС, спецтехника, приборы и т.д.) и
                  в) внешнюю  среду,  имеющую  эргономические  особенности
            (свойства ВПП, освещенность на рабочем месте, температура и т.п.).
                  3-й  уровень –  рабочий (профессиональной  деятельности),  на
            котором  в  процессе  труда  осуществляется  материализация  недостатков
            второго  уровня  в  виде  ошибок  специалистов,  отказа  авиатехники,
            негативного воздействия окружающей среды.
                  Вполне  очевидно,  что  между  уровнями  существуют  конкретные
            взаимоотношения:   базовый   уровень   определяет   характеристики
            компонентов  второго  уровня (исполнителей,  средств  деятельности  и
            внешней  среды),  а  последние  проявляются  на  третьем  уровне,  т. е.  в
            процессе деятельности.






















            Рис. 1.  Уровни  архитектуры  построения  авиационной  системы
            (авиакомпании).
            Условные  обозначения:  МС –  мотивационная  сфера;  ПГ –  профессиональная
            готовность;   ПР  –  профессиональная   работоспособность;   ПВК  –
            профессионально важные качества; ЛК – личностные качества (ДР – духовное
            развитие),  ЭСД –  эргономические  характеристики  средств  деятельности
            (воздушного судна и т.д.), ЭСр – эргономические характеристики внешней среды.
                  Итак,  авиационная  система (авиакомпания)  имеет  минимум
            трехуровневую структуру и на каждом из них могут скрываться опасные
            факторы,  своевременное  устранение  которых  и  составляет  суть
            проактивного подхода в управлении безопасностью полетов.
                  Однако  нельзя  забывать,  что  авиакомпания  функционирует,
            опираясь  на  стандарты,  разработанные  Минтрансом,  имеющим
            трехуровневую  структуру,  и  законы,  принимаемые  Государственной
            думой  и  определяющие  политику  в  отношении  авиации.  Поэтому  эти
            два  государственных  органа  также  целесообразно  включить  в
            авиационную  систему,  как  влияющие,  в  конечном  счете,  на


                                            109                    Сборник №26
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116