Page 107 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 107

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  На практике данная модель реализуется следующим образом. После
            выявления без особых интеллектуальных затрат по средствам объективного
            контроля ошибочного действия (нарушения) пилота в расследовании события
            ставится  точка,  а  исполнитель  его (ошибочного  действия)  обвиняется  в
            случившемся. При этом, напрочь забывается золотое правило, изложенное в
            международных и отечественных авиационных документах, которое гласит,
            что  цель  расследования –  не  установление  чьей-либо  вины  и
            ответственности,  а  определение  причин  авиационного  происшествия
            (АП)  или  инцидента.  К  глубокому  сожалению,  на  практике  реализуется
            «пещерная» формула: «ошибся – виноват – наказан»!!!
                  Обвинительно-примитивистский  подход  обладает  еще  одним
            «достоинством»,   которое    также   подкупает    расследователей-
            непрофессионалов: быстрое реагирование на ситуацию, принятие жестких
            мер  к «виновнику»  и  оперативный  доклад «наверх»  о  том,  что  случай
            расследован,   «виновник»    выявлен   и    подвергся   суровому
            административному  воздействию.  Другими  словами, «стрелочник»
            назначен,  со  всей «пролетарской  ненавистью»  наказан,  и  отчет
            вышестоящему  руководству  незамедлительно  сделан.  И  не  понятно
            этим горе - расследователям, что причины, обусловившие ошибочное
            действие (нарушение)  пилота (специалиста),  при  таком  подходе
            сохраняются  в  виде  опасных  факторов  авиационной  системы  и
            продолжают    свое   черное   дело.   Процесс  «ксерокопирования»
            аналогичных ошибок (нарушений) не остановлен. Но это уже никого не
            интересует.  Безусловно,  об  объективности  расследования  при  таком
            подходе не может быть и речи.
                  Разрабатываемые    профилактические    рекомендации    при
            использовании  обвинительно-примитивистской  модели,  как  правило,
            адресованы  летному  составу,  практически  всегда  включают  наказание
            исполнителя  ошибочного  действия  и  ни  в  коей  мере  не  затрагивают
            существующей  авиационной  системы.  Но  поскольку  причины  ошибки  не
            выявлены, то и рекомендации сводятся к повторному изучению документов,
            разбору случившегося, лейтмотивом которого (разбора) является призыв, что
            так  делать «низя».  В  результате  всей  этой «профилактики»  имеет  место
            неоднократное  повторение  одних  и  тех  же  негативных  событий,  где
            меняются лишь дата, тип ВС и фамилии «виновников».
                  Надо  сказать,  что  обвинительно-примитивистский  подход  давно
            осужден   международным    авиационным    сообществом   за   свою
            непродуктивность   и   неспособность   обеспечить   предупреждение
            аналогичных  событий  в  будущем,  однако  в  нашей  стране  продолжает
            широко  использоваться.  И  все  попытки  предупредить  подобные
            расследуемому  авиационные  происшествия  или  инциденты  на  основе
            искоренения  непосредственной  причины,  т.е.  путем  наказания  пилота,
            есть  проявление  обвинительно-примитивистского  подхода,  в  основе
            которого  лежит  обструктивный  непрофессионализм.  В  условиях
            внедрения  системы  управления  безопасностью  полетов  оставаться
            приверженцем данной модели не допустимо.


                                            105                    Сборник №26
   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112