Page 112 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 112
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
профессиональную надежность пилота (специалиста). Наглядно такое
понимание авиационной системы отражено на рис. 2.
Понятно, что если названные госорганы (Минтранс и Госдума) и
их продукты будут иметь изъяны, то это негативно отразиться на
деятельности авиакомпании и надежности ее специалистов. Поэтому в
таком случае указанные структуры должны нести ответственность за
авиационные события.
Рис. 2. Модель многоуровневой авиационной системы, определяющая
надежность специалиста (пилота)
Условные обозначения: РТОП – режим труда, отдыха и питания; ТО –
техническое обучение; ЧФ – обучение в области человеческого фактора и
управления ресурсами экипажа.
Еще раз отметим, что при объективном и системном расследовании
необходимо изучить состояние дел на всех уровнях, выявив на каждом из
них те опасные факторы, которые проявились в полете и стали причинами
авиационного события. Предложенный системный подход четко
указывает на то, что поиск причин авиационного события не должен
заканчиваться анализом действий экипажа, а обязан
распространяться дальше, захватывая все уровни авиакомпании и
даже государственные структуры.
Нельзя забывать и то, что пилот не только высоко значимый
(если не главный!) компонент авиационной системы, он ее продукт.
Понятно, что какая система, такой продукт она и производит. Если
есть изъяны в системе, то они в полном объеме проявятся и в
продукте. Фигурально выражаясь, пилот – это зеркало, отражающее
все достоинства и недостатки авиационной системы. Как сказал
классик литературы, не следует пенять на зеркало, коль рожа крива. Вот
Сборник №26 110