Page 114 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 114

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          обвинения.  Дело  в  том,  что  в  момент  обнаружения  неправильного
          действия, например, на сигналограммах бортовых регистраторов (средств
          объективного  контроля),  установленных  на  самолетах  и  вертолетах,  ни
          один  специалист  не  имеет  возможности  сказать,  что  это:  ошибка  или
          нарушение. И никто даже не задумывается о том, что для характеристики
          действия  пилота,  выявляемого  по  данным  бортового  регистратора,
          необходимо    использовать   нейтральное    понятие,   например,
          «нестандартное   действие».   С   позиций   системного   подхода
          нестандартное    действие    –    это   результат    нарушения
          функционирования        авиационно-транспортной        системы,
          проявившийся  таким  действием  или  бездействием  пилота,  которое
          привело  к  отклонению  параметров  полета  за  допустимые  пределы
          или запрещено правилами. Данное понятие позволяет расследователям
          не обелять и не очернять пилота в момент расшифровки записи средств
          объективного  контроля,  а  лишь  констатировать  тот  факт,  что  активной
          причиной авиационного события стало неправильное, т. е. нестандартное
          действие,  но  не  отказ  авиатехники  или  агрессивное  воздействие
          окружающей среды. Важно сразу обратить внимание, что нестандартное
          действие – это не действие (бездействие), а именно результат нарушения
         функционирования    авиационной   системы,   имеющий   негативное
          проявление  в  действиях  специалистов.  К  сожалению,  в  отечественной
          авиационной  среде  такое  понимание  усвоено  далеко  не  всеми,  поэтому
          попытки  навешивать  на  пилотов  и  других  специалистов  ярлыка
          «виновника» и «нарушителя» продолжаются.
               Однако  нестандартное  действие,  как  известно,  может  быть
          выполнено  неосознанно (непреднамеренно),  а  может –  осознанно
          (преднамеренно). Поэтому первое действие принято называть ошибкой, а
          второе –  нарушением.  Но  как  установить,  что  нестандартное  действие
          является   ошибкой  (неосознанно   выполнено)   или   нарушением
          (преднамеренно  выполнено)?  Ответ  на  данный  вопрос  может  быть
          получен  только  после  проведения  профессиографического (оцениваются
          условия,    обстоятельства,   характер    деятельности    и т.д.),
          психофизиологического (изучаются  особенности  выполняемых  действий
          и  операций,  уровень  загрузки  пилота,  его  напряжения  и т.д.)  и
          психологического (определяются  личностные  особенности  пилота и  др.)
          анализов.  Сегодня  же  подходят  банально  непрофессионально:  сначала
          констатируется, что пилот не выполнил такие-то пункты РПП или другого
          документа, после чего делается вывод, что он допустил нарушение. Горе-
          расследователи  даже  не  понимают,  что  не  выполнить  требование
          нормативного  документа  можно,  как  допустив  нарушение,  так  и
          совершив  ошибку.  И  в  подавляющем  большинстве  случаев  именно
          ошибка,  как  неосознанно  выполненное  нестандартное  действие,  не
          позволяет пилоту реализовать требования нормативных документов.
               К сожалению, никто не задумался над тем, что в авиации (да и не
          только)  имеет  место  определенная  путаница  в  использовании  термина
          «нарушение».  Данный  термин  имеет  двойное  назначение (содержание).


          Сборник №26                    112
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119