Page 110 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 110
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Становится очевидным, что методология расследования с позиций
человеческого фактора ориентирует не только на получение ответа на
многочисленные «почему?» с установлением причинно – следственных
взаимосвязей возникновения, развития и неблагоприятного исхода особой
ситуации, но и последующим обоснованием предложений по
совершенствованию авиационной системы. Необходимо понимать, что
расследование, не нацеленное на совершенствование авиационной
системы, – пустышка! Важно установить ту причину ошибки
(нарушения) пилота (специалиста), которая скрывается в виде
недостатков наземных компонентов авиационной системы и выступает в
качестве главной. Именно ее устранение лежит в основе разработки
эффективных, а не формальных профилактических мероприятий.
Надо прямо сказать, что подход, основанный на учении
«человеческий фактор», по своей сути носит революционный
характер, поскольку предполагает «перекладывание» основной
ответственности за ошибку (и даже нарушение) с исполнителя на
руководителей, отвечающих за функционирование конкретных
компонентов авиационной системы, недостатки которых являются
причиной ненадежности специалиста. К сожалению, эта простая научно
обоснованная истина из конъюнктурных соображений в отечественной
гражданской авиации не приживается.
2. Авиационная организация – это многоуровневая система.
Изложенный выше подход (системно-иерархический) вытекает из
многоуровневого строения авиационной системы. Примерная схема
построения авиационной системы (авиакомпании) показана на рис. 1.
На рисунке видно, что авиационная система (авиакомпания),
несмотря на сложность организации, отличается определенной
закономерностью своего построения. И в ней могут быть выделены (как
минимум) три основных уровня:
1-й уровень – базовый – это наземные компоненты, определяющие
жизнедеятельность авиакомпании. Сюда входят:
- система отбора;
- система профессиональной подготовки;
- система управления мотивацией персонала;
- система регламентации режима, труда и отдыха и питания;
- система медицинского контроля;
- система эргономического сопровождения;
- система организации труда;
- система формирования профессиональной культуры;
- система технического обеспечения;
- система социального обеспечения и многие др.
2-й уровень – производственный, включает:
а) исполнителей с их характеристиками (пилоты, ИТП,
бортпроводники и др.);
Сборник №26 108