Page 115 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 115
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Первое – отражает выполненное нестандартное действие, когда оно
оказалось умышленным, т. е. речь идет о нарушении-действии (или
действии-нарушении). Второе – указывает на неисполнение конкретного
пункта документа, т. е говорится о нарушении-результате. Непонимание
этой двойной природы «нарушения» имеет негативные последствия для
расследования авиационных событий. Обнаружив факт невыполнения
пункта документа, расследователи называют это нарушением (так написано
и в ПРАПИ-98, архиустаревшем документе) и сразу же с легкостью вешают
на пилота (специалиста) ярлык нарушителя, а выполненное действие
однозначно трактуют, как действие-нарушение. Заблуждение заключается
в том, что недопустимо невыполнение пункта документа называть
нарушением. Невыполнение пункта должно в авиационном лексиконе
так и оставаться невыполнением, т. е. нарушение-результат следует
исключить. А нарушением называть только сознательно выполненное
нестандартное действие. В противном случае изложенная неразбериха
будет продолжаться, а на пилотов (специалистов) по-прежнему будут
необоснованно вешаться ярлыки «нарушителей». Надо четко признать, что
сегодня во времена внедрения СУБП отечественные авиационные
документы и сами чиновники в своем мышлении и профессиональной
подготовке очень отстают от новых реалий.
Как свидетельствует авиационная (и не только) практика, если
внимательно присмотреться к каждому нарушению, то они по своему
содержанию принципиально различаются. Есть нарушения, которые
целиком и полностью, фигурально выражаясь, остаются на совести
исполнителя, но есть и такие, где исполнитель, говоря современным
языком, был просто подставлен. Поэтому целесообразно ввести два новых
понятия: неспровоцированное и спровоцированное нарушения и
использовать их в практике расследования событий. Если нарушение было
допущено в условиях, когда отсутствовали внешние факторы,
заставляющие идти на выполнение нестандартного действия, то его следует
отнести к первой категории. Когда исполнителя поставили в такие условия,
при которых избежать нарушения практически невозможно, то его
необходимо квалифицировать как спровоцированное.
Неспровоцированное нарушение – сознательно выполненное
нестандартное действие, обусловленное негативными
характеристиками специалиста. Т.е. специалист оказался по своим
личностным качествам склонным к нарушениям, необоснованному риску
и т.п. Сразу замечу, что здесь его личная ответственность за
произошедшее, что называется налицо (но не вина, т. к. ее определяет
только суд, а не начальник или обличенный высокой властью чиновник).
Однако (и это важно подчеркнуть!) ответственность также возлагается и
на те наземные компоненты авиационной системы (авиакомпании),
которые позволили специалисту, склонному к нарушениям, оказаться на
рабочем месте, а не за воротами предприятия (об этом подробнее ниже).
Кстати, целесообразно от термина «вина» при оценке действий –
нарушений специалистов в авиации отказаться. Поскольку данный термин
113 Сборник №26