Page 115 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 115

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            Первое –  отражает  выполненное  нестандартное  действие,  когда  оно
            оказалось  умышленным,  т. е.  речь  идет  о  нарушении-действии (или
            действии-нарушении).  Второе –  указывает  на  неисполнение  конкретного
            пункта  документа,  т. е  говорится  о  нарушении-результате.  Непонимание
            этой  двойной  природы «нарушения»  имеет  негативные  последствия  для
            расследования  авиационных  событий.  Обнаружив  факт  невыполнения
            пункта документа, расследователи называют это нарушением (так написано
            и в ПРАПИ-98, архиустаревшем документе) и сразу же с легкостью вешают
            на  пилота (специалиста)  ярлык  нарушителя,  а  выполненное  действие
            однозначно трактуют, как действие-нарушение. Заблуждение заключается
            в  том,  что  недопустимо  невыполнение  пункта  документа  называть
            нарушением. Невыполнение пункта должно в авиационном лексиконе
            так  и  оставаться  невыполнением,  т. е.  нарушение-результат  следует
            исключить. А нарушением называть только сознательно выполненное
            нестандартное  действие.  В  противном  случае  изложенная  неразбериха
            будет  продолжаться,  а  на  пилотов (специалистов)  по-прежнему  будут
            необоснованно вешаться ярлыки «нарушителей». Надо четко признать, что
            сегодня  во  времена  внедрения  СУБП  отечественные  авиационные
            документы  и  сами  чиновники  в  своем  мышлении  и  профессиональной
            подготовке очень отстают от новых реалий.
                  Как  свидетельствует  авиационная (и  не  только)  практика,  если
            внимательно  присмотреться  к  каждому  нарушению,  то  они  по  своему
            содержанию  принципиально  различаются.  Есть  нарушения,  которые
            целиком  и  полностью,  фигурально  выражаясь,  остаются  на  совести
            исполнителя,  но  есть  и  такие,  где  исполнитель,  говоря  современным
            языком, был просто подставлен. Поэтому целесообразно ввести два новых
            понятия:  неспровоцированное  и  спровоцированное  нарушения  и
            использовать их в практике расследования событий. Если нарушение было
            допущено  в  условиях,  когда  отсутствовали   внешние  факторы,
            заставляющие идти на выполнение нестандартного действия, то его следует
            отнести к первой категории. Когда исполнителя поставили в такие условия,
            при  которых  избежать  нарушения  практически  невозможно,  то  его
            необходимо квалифицировать как спровоцированное.
                  Неспровоцированное  нарушение –  сознательно  выполненное
            нестандартное      действие,     обусловленное      негативными
            характеристиками  специалиста.  Т.е.  специалист  оказался  по  своим
            личностным качествам склонным к нарушениям, необоснованному риску
            и т.п.  Сразу  замечу,  что  здесь  его  личная  ответственность  за
            произошедшее,  что  называется  налицо (но  не  вина,  т. к.  ее  определяет
            только суд, а не начальник или обличенный высокой властью чиновник).
            Однако (и это важно подчеркнуть!) ответственность  также возлагается и
            на  те  наземные  компоненты  авиационной  системы (авиакомпании),
            которые позволили специалисту, склонному к нарушениям, оказаться на
            рабочем месте, а не за воротами предприятия (об этом подробнее ниже).
            Кстати,  целесообразно  от  термина «вина»  при  оценке  действий –
            нарушений специалистов в авиации отказаться. Поскольку данный термин


                                            113                    Сборник №26
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120