Page 113 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 113

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            это золотое правило надежного функционирования любой системы
            расследователи напрочь забыли, и все свои силы бросают не на то,
            чтобы найти огрехи в системе, а на то, чтобы доказать вину пилота
            в произошедшем. Образно говоря, они стремятся обвинить «зеркало».
            Чего    здесь   больше     проявляется   безнравственности   или
            непрофессионализма,  решать  вам,  уважаемый  читатель.  Поэтому  при
            расследовании    необходимо   в   обязательном   порядке   четко
            представлять  структуру  построения  авиационной  системы  и  в
            соответствии  с  ней  организовывать  систему  расследования.  Это
            фундаментальное   положение,   без   опоры   на   которое   любое
            расследование   становится   неэффективным   и,   как   следствие,
            неэффективными  оказываются  разрабатываемые  профилактические
            рекомендации.  Тем  самым  создаются  условия  для «ксерокопирования»
            одних  и  тех  же  авиационных  событий,  что  мы  и  наблюдает  в
            гражданской авиации страны. Именно совершенствование авиационной
            системы – конечная цель всякого расследования.
                  Самое  грубое  и  примитивное,  но  постоянно  встречающееся
            заблуждение –  это  применение  санкций  к  исполнителю  нестандартного
            действия,  исходя  не  из  природы  совершенного  действия (ошибка  или
            нарушение),  а  с  учетом  последствий  его  выполнения,  или  реализация
            таких «профилактических» рекомендаций, как повторно изучить, усилить
            требовательность,  повысить  ответственность  и т.п.  Безусловно,  эти
            рекомендации  имеют  право  на  жизнь,  но  только  в  условиях  реализации
            предложений  по  совершенствованию  авиационной  системы.  Скажу
            жестче:   если   в   результате   расследования   не   разработаны
            рекомендации    по   совершенствованию    авиационной   системы,
            направленные  на  предупреждение  подобных  событий  в  будущем,  то
            грош  цена  такому  расследованию.  Оно,  как  отмечалось  выше,
            пустышка и имитация выполнения государственной задачи.
                  Становится  очевидным,  что  без  разработки  обоснованной  и
            понятной  классификации  причин  авиационных  событий  невозможно
            проводить  полноценное  и  всестороннее  расследование,  а  тем  более
            разрабатывать  эффективные  профилактические  рекомендации.  Не  здесь
            ли скрывается одна из ведущих причин «ксерокопирования» АС?

            3. Обоснование и введение нового понятия «нестандартное действие»,
            классификация действий и причин авиационного события
                  Приступая  к  анализу  информации,  связанной  с  каким-либо
            авиационным  событием  любой  специалист  сразу  же  сталкивается  со
            следующей  проблемой:  как  назвать  выявленное  исполнителем  действие,
            если  оно  неправильное,  т. е.  не  регламентировано  документами.
            Оказывается,  когда  расследователь – «добрый  дядя»,  то  он  назовет
            неправильное действие ошибкой, а когда «злой дядька» – то нарушением.
            Т.  е.  уже  на  первоначальном  этапе  анализа  полетной  информации
            закладывается  принципиальная  ошибка  в  действиях  расследователя,
            которая начинает управлять его мышлением, конечно же, в направлении

                                            111                    Сборник №26
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118