Page 109 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 109

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            факторов,  которые  могут  скрываться  в  каждом  из  компонентов
            авиационной  системы  и  находятся  в  иерархической  соподчиненности.
            Поэтому  истинное  расследование  не  заканчивается  на  установлении
            факта  ошибки (нарушения),  а  начинается  с  него.  При  этом  основной
            акцент делается на получении ответов, как правило, на два вопроса:
                  а) почему пилот допустил ошибку (нарушение)? и
                  б) почему   авиационная   система   не   смогла   ее  (его)
            предотвратить или помочь исправить, или хотя бы минимизировать
            опасные последствия?
                  С позиций изложенного выше понятен и другой тезис. Специалист в
            силу своих природных особенностей, как и любой человек, имеет право на
            ошибку, но авиационная система обязана сделать все, чтобы он этим правом
            никогда  не  воспользовался  или  в  крайнем  случае  минимизировать
            последствия  допущенной  ошибки.  Такой  подход  связан  с  тем,  что  любое
            негативное событие есть результат функционирования авиационной системы,
            в  частности,  авиакомпании,  в  основе  которого  лежит  выполнение  пилотом
            (специалистом) ошибки или совершения нарушения. Отсюда рождается еще
            один тезис. Ошибка (или нарушение) специалиста – это лишь симптом той
            «болезни»,  которой  страдает  авиационная  система.  Или  это  маркер,
            подчеркивающий наличие недостатков в системе. Но эту «болезнь» или эти
            недостатки надо непременно выявить при расследовании.
                  Как  справедливо  указывается  в  одном  из  Циркуляров  ИКАО
            (240-А№/144,  с.14), «авиационное  происшествие  или  инцидент  не
            являются только результатом действий, предпринятых каким-либо
            одним  индивидуумом.  Возможность  происшествия  создается  в  тех
            условиях, когда действия людей и скрытые недостатки, имеющиеся
            в  организации  или  авиатранспортной  системе,  вступают  во
            взаимодействие  таким  образом,  что  это  приводит  к  разрушению
            всех  видов  защиты».  И  далее: «Цель  исследования  человеческого
            фактора  заключается  в  распознании  причин  того,  почему  те  или  иные
            действия  ведут  к  разрушению  имеющихся  видов  защиты  и
            заканчиваются    происшествием.    Это    требует    определения
            соответствующих  скрытых  недостатков,  имеющихся  на  всех
            уровнях  организации (включая  высшие  эшелоны  руководства)  и
            авиационной системы, частью которой она является».
                  Изложенная    модель   расследования   имеет    еще   одно
            преимущество. Она позволяет аргументировано доказать, что пилот
            является   всего   лишь   исполнителем    ошибочного    действия
            (нарушения),  главная  причина  которого  скрывается  в  виде
            недостатков наземных компонентов авиационной системы.  Именно
            применение  системно-иерархической  модели  расследования  дает
            возможность  защитить  летчика  от  необоснованного  обвинения  со
            стороны прокуратуры и незаслуженного наказания. Нет сомнения, что в
            условиях  внедрения «некарательной»  производственной  среды  в
            авиакомпаниях (в рамках развития системы  управления безопасностью
            полетов) данная модель станет наиболее востребованной.


                                            107                    Сборник №26
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114