Page 116 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 116

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          используется  как  оскорбительный  ярлык,  который  по  собственному
          усмотрению  без  всякого  анализа  навешивают  на  специалистов  не
          разбирающиеся  в  расследовании  руководители  и  чиновники.  Тем  более,
          что  по  закону  только  суд  определяет  виновность.  Вполне  уместно
          использовать  термин «ответственность».  Достаточно  сказать,  что
          ответственность  за  неспровоцированное  нарушение  возлагается  на
          такого-то  специалиста.  А  если  при  необходимости  специалист  будет
          привлечен к суду, то последний и определится с его виновностью.
               Спровоцированное нарушение – это сознательно выполненное
          нестандартное  действие,  обусловленное  неадекватными  действиями
          должностного лица, которому подчинен исполнитель (пилот, техник
          и др.) или влиянием низкой культуры безопасности. Например, пилоту
          поставили  задачу  выполнить  демонстрационный  полет,  указав  на
          возможные  с  его  стороны  нарушения  в  интересах  максимальной
          зрелищности.  Пилот  допустил  эти  нарушения,  но  они  оказались
          роковыми. Или технику дали задание обслужить два ВС, выделив на это
          30 мин,  когда  обслуживание  одного  ВС  по  нормативным  документам
          требует 20 мин. Чтобы уложиться в отведенное время (а с эти связана, как
          известно,  премия)  он  пропустил  не  значимые,  с  его  точки  зрения,
          операции,  невыполнение  которых  привело  к  отказу  одной  из
          функциональных  систем  в  полете.  Или  в  подразделении  создана  такая
          культура    безопасности,    где     низкая    исполнительность,
          недисциплинированность   и   безответственность   сосуществуют   с
          сокрытием нарушений, низкой требовательностью и т.п. Перечисленные и
          другие  подобные  факторы  заставляют  специалиста  поступать  в
          соответствие с требованиями стандартов.
               В связи с вышеизложенным предлагается классификация действий
          пилота (специалиста), которая представлена на рис. 3.
               Как  видно  на  рисунке,  все  профессиональные  действия  пилота
          (специалиста)  дифференцируются  на  три  категории:  производственные
          (реализуются  при  выполнении  производственных  процедур),  защитные
          (выполняются  для  своевременного  выявления  нестандартных  действий
          или  предупреждения  их  последствий)  и  производственно-защитные.
          Основу  деятельности  любого  специалиста  составляет  категория
          производственных  действий.  Это  действия,  направленные  на
          решение    производственной     задачи     путем    выполнения
          стандартизированных  процедур (технологий)  или  реализации
          творческих   находок.   Для   обозначения   правильного   действия
          целесообразно  применять  определение  «стандартное  действие»,  т. е.
          действие,  предписанное  документами.  При  реализации  неправильного
          действия  для  его  обозначения,  как  указывалось  выше,  предлагается
          введение нового понятия «нестандартное действие».
               Кроме  двух  перечисленных  видов  производственных  действий
          пилота (специалиста),  имеется  еще  одна,  не  сказать  о  которой  будет
          несправедливо.   Как    известно,   деятельность    современных
          профессионалов в авиации жестко детерминирована стандартами, в т. ч.


          Сборник №26                    114
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121