Page 108 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 108

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Одна  из  разновидностей  данной  модели  состоит  в  том,  что  при
          расследовании  события  на  констатации  факта  ошибки (нарушения)  не
          останавливаются.  Проводят  анализ  состояния  других  компонентов
          авиационной  системы,  правда,  в  ограниченных  пределах,  и  даже
          вскрывают в них недостатки, но делается все это в случайном порядке и
         без  прямой  связи  с  ошибкой.  Т.е.  пилот,  допустивший  ошибку,
          «назначается»  виновным,  а  обнаруженные  недостатки  в  других
          компонентах  АС  в  качестве  ее  причин  не  рассматриваются,  в  лучшем
          случае указываются как сопутствующие причины.
               Вторая модель – системно-бессистемная.
               Она заключается в том, что все выявленные в ходе расследования
          ошибки (нарушения)  и  недостатки  компонентов  авиационной  системы
         регистрируются  без  какой-либо  взаимосвязи  и  определения  причинно-
         следственных  взаимоотношений.  В  акте  они  представляются  как
         перечень  опасных  факторов (причин)  события,  где  активная,
         непосредственная и главная (системная) причины события излагаются в
         случайном  порядке  без  такой  их  классификации  и  без  указания  на
          какую-либо взаимосвязь между ними.
               Сторонники данной модели объясняют свое пристрастие к ней тем,
          что  она,  вроде  бы,  с  одной  стороны,  выявляет  системные  причины
          (опасные  факторы),  а  с  другой, –  не  позволяет  определить  конкретного
          «виновника» события. Якобы это защищает от необоснованного давления
         прокуратуры.  К  сожалению,  изложенная  модель  не  дает  возможности
          вскрыть  причинно-следственную  взаимосвязь  в  развитии  аварийной
          ситуации,  показать  ее  динамику  с  участием  недостатков  наземных
          компонентов  авиационной  системы,  выделить  среди  них  приоритетные.
          Понятно,   что   и   разрабатываемые   рекомендации   также   носят
          бессистемный характер и отличаются низкой эффективностью.
               Исходя  из  прошлого  опыта,  следует  отметить,  что  системно-
          бессистемная модель – очень «удобная» форма проведения расследования
          событий. Она позволяет в выгодном (но необъективном!) свете строить
          динамику развития особой ситуации, акцентируя внимание на «вине»
          пилота и строго исполняя указания «сверху» о том, каким должен быть
          его результат. Другими словами, реализуется принцип «чего изволите?».
               Как и первая, вторая модель также не обеспечивает полноценного
          объективного  расследования  авиационного  события  и  не  гарантирует
          успеха при внедрении разработанных профилактических рекомендаций.
               Третья модель – системно-иерархическая.
               Данная  модель  построена  на  учении «человеческий  фактор»,
          поэтому рассматривает ошибку (нарушение) летчика, с одной стороны, как
          активную причину случившегося, а с другой, – как исходную точку для
         системного («веерного»)  анализа  всех  причинно-следственных  связей
         возникновения,  неблагоприятного  развития  и  исхода  особой  ситуации
          полета.  Специалисты,  исповедующие  изложенный  подход,  хорошо
          понимают, что пилот (специалист)  допустил ошибку непреднамеренно
          (нарушение  преднамеренно)  в  силу  воздействия  конкретных  опасных


          Сборник №26                    106
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113