Page 105 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 105
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ
СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЙСТВИЯМИ ПИЛОТА
(СПЕЦИАЛИСТА).
В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор, член совета ОРАП,
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
Введение
Как свидетельствует статистика, в общем объеме авиационных
происшествий и инцидентов значительный удельный вес приходится на
события, связанные с действиями пилотов. Поэтому в профилактике этих
авиационных событий важное значение приобретает качество проведения
расследования. Справедливо сразу задать вопрос, который на первый
взгляд кажется банальным: зачем проводится расследование
авиационного события (АС)? Как ни странно, но ответов может быть три,
из которых только один наиболее точный, но на сегодняшний день он –
то, как раз, остается не востребованным.
Первый ответ: расследование АС проводится с «целью
предотвращения авиационных происшествий и инцидентов…»
(ПРАПИ-98, п.1.2.2.21). Второй ответ: «Целями расследования
авиационного происшествия или инцидента являются установление
причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по
их предупреждению в будущем» (ПРАПИ-98, п. 1.1.5). Оба ответа,
несмотря на их официальность, носят общий характер. Третий ответ:
расследование АС и инцидента проводится с целью установления
причинно – следственных связей возникновения, развития и
неблагоприятного исхода особой ситуации на борту ВС с
последующей разработкой рекомендаций по совершенствованию
авиационной системы. Данный ответ принципиально отличается от
двух предыдущих, т. к. во главу угла ставит точное определение
причинно-следственных связей между разного уровня опасными
факторами, проявившимися в конкретном событии, и
совершенствование авиационной системы.
Важно понимать, что такой подход имеет и другие преимущества.
Он исключает политизированное (заказное) представление установленных
при расследовании авиационных событий опасных факторов, ставших его
причинами. Отказ же от данного подхода как раз и открывает
возможность, во-первых, ограничиться поиском опасных факторов на
разных уровнях авиационной системы (чтобы, не дай Бог, не затронуть
интересы какого-нибудь влиятельного чиновника), во-вторых,
включать в акт расследования политически целесообразные
(выгодные) опасные факторы, а, в-третьих, расставлять при их
изложении акценты, удовлетворяющие запросы заинтересованных
лиц. Короче говоря, при сложившемся положении дел имеется
возможность проводить расследование авиационного события с учетом
103 Сборник №26