Page 105 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 105

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ
            СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЙСТВИЯМИ ПИЛОТА
            (СПЕЦИАЛИСТА).

            В.В. Козлов
            доктор медицинских наук, профессор, член совета ОРАП,
            ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»

                                        Введение
                  Как  свидетельствует  статистика,  в  общем  объеме  авиационных
            происшествий  и  инцидентов  значительный  удельный  вес  приходится  на
            события, связанные с действиями пилотов. Поэтому в профилактике этих
            авиационных событий важное значение приобретает качество проведения
            расследования.  Справедливо  сразу  задать  вопрос,  который  на  первый
            взгляд   кажется   банальным:   зачем   проводится   расследование
            авиационного события (АС)? Как ни странно, но ответов может быть три,
            из которых только один наиболее точный, но на сегодняшний день он –
            то, как раз, остается не востребованным.
                  Первый  ответ:  расследование  АС  проводится  с «целью
            предотвращения    авиационных   происшествий   и   инцидентов…»
            (ПРАПИ-98,  п.1.2.2.21).  Второй  ответ: «Целями  расследования
            авиационного  происшествия  или  инцидента  являются  установление
            причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по
            их  предупреждению  в  будущем» (ПРАПИ-98,  п. 1.1.5).  Оба  ответа,
            несмотря  на  их  официальность,  носят  общий  характер.  Третий  ответ:
            расследование  АС  и  инцидента  проводится  с  целью  установления
            причинно –  следственных  связей  возникновения,  развития  и
            неблагоприятного  исхода  особой  ситуации  на  борту  ВС  с
            последующей  разработкой  рекомендаций  по  совершенствованию
            авиационной  системы.  Данный  ответ  принципиально  отличается  от
            двух  предыдущих,  т.  к.  во  главу  угла  ставит  точное  определение
            причинно-следственных  связей  между  разного  уровня  опасными
            факторами,    проявившимися     в    конкретном    событии,    и
            совершенствование авиационной системы.
                  Важно  понимать,  что  такой  подход  имеет  и  другие  преимущества.
            Он исключает политизированное (заказное) представление установленных
            при расследовании авиационных событий опасных факторов, ставших его
            причинами.  Отказ  же  от  данного  подхода  как  раз  и  открывает
            возможность, во-первых, ограничиться поиском опасных факторов на
            разных уровнях авиационной системы (чтобы, не дай Бог, не затронуть
            интересы  какого-нибудь  влиятельного  чиновника),  во-вторых,
            включать  в  акт  расследования  политически  целесообразные
            (выгодные)  опасные  факторы,  а,  в-третьих,  расставлять  при  их
            изложении  акценты,  удовлетворяющие  запросы  заинтересованных
            лиц.  Короче  говоря,  при  сложившемся  положении  дел  имеется
            возможность  проводить  расследование  авиационного  события  с  учетом

                                            103                    Сборник №26
   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110