Page 62 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 62
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
* * *
Несмотря на сокращение в 2013 г. числа АП и особенно
катастроф в авиации общего назначения, можно констатировать
повторяемость их причин.
По результатам законченных расследований и предварительной
оценке продолжающихся, из 24 АП одно связано с отказом авиатехники,
одно – с неблагоприятным воздействием внешней среды, в трех АП
действия и ошибки экипажа привели к отказу авиатехники, 19 АП
обусловлены только человеческим фактором.
С увеличением интенсивности полетов воздушных судов АОН
увеличивается риск столкновения с проводами воздушных линий
электропередачи не только при выполнении авиационных работ, но и при
выполнении взлетов (посадок) с посадочных площадок, расположенных в
непосредственной близости от различных препятствий.
Основными элементами, входящими в устройство воздушной ЛЭП,
являются: провода, траверсы, изоляторы, арматура, опоры, грозозащитные
провода и другие элементы.
Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.07 № 119
«Об утверждении федеральных авиационных правил «Размещение
маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях
связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и
других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности
полетов воздушных судов», ФПИВП-138, документы Минэнерго
определяют порядок нанесения маркировочных знаков только на опоры и
не учитывают, что высоковольтные провода также представляют
значительную угрозу безопасности полетов воздушных судов. Анализом
результатов расследования АП установлено, что чаще всего столкновение
воздушных судов происходит не с опорами, а с проводами,
расположенными между опорами, ввиду их малой заметности.
Цветовая раскраска (маркировка) и подсветка опор ЛЭП –
необходимый, но недостаточный элемент комплекса мероприятий по
обеспечению безопасности полетов, поскольку расстояния между
опорами ЛЭП могут быть значительными, и пилоты могут быть введены в
заблуждение о фактическом направлении трассы и превышениях высот
проводов высокого напряжения.
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации
гражданской авиации в главе 6 тома 1 Приложения 14, а также «Руководство
по проектированию аэродромов» (Doc 9157) часть 4 «Визуальные средства»,
дают способы улучшения заметности препятствий. Кроме названных выше
способов улучшения заметности препятствий (маркировка и подсветка),
применяется третий способ, заключающийся в увеличении габаритов
препятствия путем наращивания конструктивного материала.
Примером использования данного способа является размещение
шаров с определенными интервалами вдоль линии электропередачи.
Данный способ применяется для обозначения высоковольтных проводов
в дневное время.
Сборник №26 60