Page 65 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 65
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
12. В 2013 г. анализ АП с тяжелыми самолетами позволяет говорить о
продолжающемся снижении профессионального уровня летного
состава. По различным причинам в ряде авиакомпаний сложился
дефицит подготовленных пилотов. С целью покрытия этого
дефицита для переучивания пилотов на новую технику нередко
практикуются сокращенные курсы, принимается на работу летный
состав, не имеющий необходимого опыта и профессиональной
подготовки, в том числе и на тренажерах, и не соответствующий
квалификационным требованиям.
13. Следует отметить также недостаточные знания летным составом
режимов автоматического и директорного полета (и их комбинаций)
на современных высокоавтоматизированных самолетах и
недостаточный уровень натренированности летного состава к
ручному пилотированию. Анализ АП с тяжелыми самолетами
показывает наличие серьезных недостатков в организационной и
административной деятельности авиакомпаний.
14. В 2013 г. 6 АП с легкими самолетами произошли при выполнении
АХР, одно АП произошло при выполнении регулярного
пассажирского рейса.
4 АП, в том числе одна катастрофа произошли из-за отказа техники. Во
всех случаях экипаж принимал решение о производстве вынужденной
посадки на подобранную с воздуха площадку.
3 катастрофы произошли из-за нарушений и ошибок экипажей при
выполнении полетов, несоблюдения экипажами требований
нормативных и руководящих документов. Следует отметить, что 2
катастрофы связаны со столкновениями воздушных судов с
проводами высоковольтных ЛЭП при выполнении АХР днем, в
простых метеорологических условиях.
15. В 2013 г., по предварительной оценке, 8 АП с вертолетами связаны с
нарушениями, ошибочными и неграмотными действиями экипажа
при пилотировании ВС, в одном случае имел место отказ
авиационной техники. 3 АП произошли в горной местности, в
результате невыдерживания экипажем безопасной высоты полета.
16. Несмотря на сокращение в 2013 г. числа АП и особенно катастроф в
авиации общего назначения, можно констатировать повторяемость
их причин.
По результатам законченных расследований и предварительной оценке
продолжающихся, из 24 АП одно связано с отказом авиатехники, одно –
с неблагоприятным воздействием внешней среды, в трех АП действия и
ошибки экипажа привели к отказу авиатехники, 19 АП обусловлены
человеческим фактором. С увеличением интенсивности полетов
воздушных судов АОН увеличивается риск столкновения с
проводами воздушных линий электропередачи не только при
выполнении авиационных работ, но и при выполнении взлетов
(посадок) с посадочных площадок, расположенных в
непосредственной близости от различных препятствий.
63 Сборник №26