Page 37 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 37
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
водохранилища. По информации пилота, погода над площадкой
соответствовала простым метеоусловиям: нижняя граница облачности 200 –
250 м, видимость под облаками 4-6 км. После выхода на Куйбышевское
водохранилище на высоте 150 м самолет попал в облачность. Вследствие
отсутствия навыков в полетах по приборам, а также из-за боязни не найти
посадочную площадку (на борту ВС не было каких-либо спутниковых
навигационных систем), пилот принял решение снизиться под облака и
вернуться на площадку. Снизившись под облака, пилот приступил к
выполнению разворота на посадочную площадку с левым креном 40-45° на
скорости около 200 км/ч. В процессе разворота, в условиях отсутствия
видимости естественного горизонта из-за наличия густой дымки и
неконтрастной снежной подстилающей поверхности водохранилища,
пилот, по его словам, практически перестал понимать, в каком положении
находится самолет, упустил контроль за креном и высотой полета, в
результате чего самолет левой плоскостью, с креном около 60°, столкнулся
с поверхностью водохранилища и упал на лед.
По информации пилота и результатам проведенных комиссией
работ, отказов авиационной техники в полете не было. Столкновение ВС с
поверхностью водохранилища произошло при работе двигателя на
оборотах, близких к максимальным.
Причиной АП явилась потеря пилотом пространственной
ориентировки в условиях ограниченной видимости при выполнении
разворота на предельно малой высоте над заснеженной поверхностью,
что привело к неконтролируемому увеличению крена самолета,
снижению и столкновению ВС левой плоскостью с ледяной
поверхностью водохранилища.
Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих
неблагоприятных факторов:
отсутствием у КВС базовой подготовки в качестве пилота в какой-
либо учебной авиационной организации, а также достаточного опыта,
необходимого для самостоятельного управления воздушным судном;
неспособностью пилота оценить метеоусловия из-за отсутствия
подготовки по метеорологии.
В результате АП воздушное судно получило значительные
повреждения, пилот не пострадал.
07.02.13 АПБЧЖ с самолетом Ан-2 UR-54853 частного лица
(гражданина Украины) в Житомирской области (Украина)
Пилот выполнял перелет с площадки в Ровенской области на
площадку в Житомирской области. По его словам самолет попал в
условия плохой видимости (туман). Пилот потерял визуальный контакт с
земной поверхностью, допустил снижение ВС ниже безопасной высоты, и
самолет столкнулся с землей.
Установлено:
1. На борту ВС отсутствовали сертификат обязательного
авиационного страхования, разрешение на выполнение полетов и
сертификат летной годности.
35 Сборник №26