Page 37 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 37

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            водохранилища.  По  информации  пилота,  погода  над  площадкой
            соответствовала простым метеоусловиям: нижняя граница облачности 200 –
            250 м,  видимость  под  облаками 4-6 км.  После  выхода  на  Куйбышевское
            водохранилище  на  высоте 150 м  самолет  попал  в  облачность.  Вследствие
            отсутствия навыков в полетах по приборам, а также из-за боязни не найти
            посадочную  площадку (на  борту  ВС  не  было  каких-либо  спутниковых
            навигационных  систем),  пилот  принял  решение  снизиться  под  облака  и
            вернуться  на  площадку.  Снизившись  под  облака,  пилот  приступил  к
            выполнению разворота на посадочную площадку с левым креном 40-45° на
            скорости  около 200 км/ч.  В  процессе  разворота,  в  условиях  отсутствия
            видимости  естественного  горизонта  из-за  наличия  густой  дымки  и
            неконтрастной  снежной  подстилающей  поверхности  водохранилища,
            пилот, по его словам, практически перестал понимать, в каком положении
            находится  самолет,  упустил  контроль  за  креном  и  высотой  полета,  в
            результате чего самолет левой плоскостью, с креном около 60°, столкнулся
            с поверхностью водохранилища и упал на лед.
                  По  информации  пилота  и  результатам  проведенных  комиссией
            работ, отказов авиационной техники в полете не было. Столкновение ВС с
            поверхностью  водохранилища  произошло  при  работе  двигателя  на
            оборотах, близких к максимальным.
                  Причиной  АП  явилась  потеря  пилотом  пространственной
            ориентировки  в  условиях  ограниченной  видимости  при  выполнении
            разворота  на  предельно  малой  высоте  над  заснеженной  поверхностью,
            что  привело  к  неконтролируемому  увеличению  крена  самолета,
            снижению  и  столкновению  ВС  левой  плоскостью  с  ледяной
            поверхностью водохранилища.
                  Авиационное  происшествие  обусловлено  сочетанием  следующих
            неблагоприятных факторов:
                    отсутствием у КВС базовой подготовки в качестве пилота в какой-
            либо  учебной  авиационной  организации,  а  также  достаточного  опыта,
            необходимого для самостоятельного управления воздушным судном;
                    неспособностью пилота оценить метеоусловия из-за отсутствия
            подготовки по метеорологии.
                  В  результате  АП  воздушное  судно  получило  значительные
            повреждения, пилот не пострадал.
                  07.02.13  АПБЧЖ  с  самолетом  Ан-2 UR-54853  частного  лица
            (гражданина Украины) в Житомирской области (Украина)
                  Пилот  выполнял  перелет  с  площадки  в  Ровенской  области  на
            площадку  в  Житомирской  области.  По  его  словам  самолет  попал  в
            условия плохой видимости (туман). Пилот потерял визуальный контакт с
            земной поверхностью, допустил снижение ВС ниже безопасной высоты, и
            самолет столкнулся с землей.
                  Установлено:
                  1.  На  борту  ВС  отсутствовали  сертификат  обязательного
            авиационного  страхования,  разрешение  на  выполнение  полетов  и
            сертификат летной годности.

                                            35                     Сборник №26
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42