Page 276 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 276
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
В 2011 году модернизация была продолжена, и были изготовлены
две пары новых шестерен 294-1601-420 и 291-1600-280, которые
установлены на ресурсный редуктор ВР-29 № ОР-04 для проведения
специальных усталостных испытаний. Итогом испытаний явилось
решение о внедрении указанных модернизированных шестерен I ступени
редукции в конструкцию главного редуктора.
В настоящее время в ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» работы по
дальнейшей модернизации шестерен I ступени редукции продолжаются.
Цель – исключить резонансные напряжения на их составных частях.
Также ведутся стендовые ресурсные испытания главного редуктора ВР-29
№ 27529ВР1050001 по программе ЭЦИ (530 за 900 часов) с целью
установления главным редукторам ВР-29 ресурса до первого ремонта в
соответствии с ТЗ – 750 часов.
Масса мероприятий, а причина всего происходившего так и
осталась на уровне предположений или их совокупности. Не может ли
оказаться, что через некоторый промежуток времени, возможно, и
довольно длительный, как это уже было однажды, проблемы возникнут
вновь. А разрушение шестерен вещь коварная. Не следует ли к
осознанному решению проблемы обратить все имеющиеся на
сегодняшний день знания. Их может быть не так много, но они есть. Ведь
существуют же методические разработки НИЦ ЭРАТ для исследования
отказавшей и аварийной авиационной техники, в которых для
установления причины отказа, в том числе это вполне подходит и для
редукторов ВР-29, всегда должен выполняться вполне определенный
комплекс работ. И это вполне определенные и понятные работы:
- выявление первичного разрушения при наличии усталостного
разрушения нескольких деталей, которое определяется по
фрактографическим особенностям строения изломов, в том числе и по
раскрытым трещинам;
- оценка качества сборки или наличия упругой деформации
продольных осей валов шестерен, что определяется по смещению пятен
контакта на рабочей поверхности зубьев шестерен при работе редуктора;
- выявление и исследование дополнительных трещин на основе
дефектоскопического контроля разрушенных и сопряженных с ними не
разрушенных деталей;
- трасологический анализ повреждений, образовавшихся при
работе и разрушении;
- измерение необходимых геометрических размеров;
- исследование качества материала (соответствие марки материала,
термической, химико-термической обработки и твердости требованиям
ТУ на деталь).
Как следует из изложенного, имеющимися знаниями пренебрегли.
А неоднократные обращения, начиная с 2007 года, в адрес разработчика
главного редуктора ВР-29 ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», от НИЦ ЭРАТ и
других органов военного управления остались без внимания. Их
представители при расследовании причин разрушения ведомой
Сборник №26 274