Page 276 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 276

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               В 2011 году модернизация была продолжена, и были изготовлены
          две  пары  новых  шестерен 294-1601-420  и 291-1600-280,  которые
          установлены  на  ресурсный  редуктор  ВР-29  № ОР-04  для  проведения
          специальных  усталостных  испытаний.  Итогом  испытаний  явилось
          решение о внедрении указанных модернизированных шестерен I ступени
          редукции в конструкцию главного редуктора.
               В  настоящее  время  в  ОАО «МВЗ  им. М.Л. Миля»  работы  по
          дальнейшей  модернизации  шестерен I  ступени  редукции  продолжаются.
          Цель –  исключить  резонансные  напряжения  на  их  составных  частях.
          Также ведутся стендовые ресурсные испытания главного редуктора ВР-29
          № 27529ВР1050001  по  программе  ЭЦИ (530  за 900  часов)  с  целью
          установления  главным  редукторам  ВР-29  ресурса  до  первого  ремонта  в
          соответствии с ТЗ – 750 часов.
               Масса  мероприятий,  а  причина  всего  происходившего  так  и
          осталась  на  уровне  предположений  или  их  совокупности.  Не  может  ли
          оказаться,  что  через  некоторый  промежуток  времени,  возможно,  и
          довольно  длительный,  как  это  уже  было  однажды,  проблемы  возникнут
          вновь.  А  разрушение  шестерен  вещь  коварная.  Не  следует  ли  к
          осознанному  решению  проблемы  обратить  все  имеющиеся  на
          сегодняшний день знания. Их может быть не так много, но они есть. Ведь
          существуют  же  методические  разработки  НИЦ  ЭРАТ  для  исследования
         отказавшей  и  аварийной  авиационной  техники,  в  которых  для
         установления  причины  отказа,  в  том  числе  это  вполне  подходит  и  для
         редукторов  ВР-29,  всегда  должен  выполняться  вполне  определенный
          комплекс работ. И это вполне определенные и понятные работы:
               - выявление  первичного  разрушения  при  наличии  усталостного
          разрушения   нескольких   деталей,   которое   определяется   по
          фрактографическим  особенностям  строения  изломов,  в  том  числе  и  по
          раскрытым трещинам;
               - оценка  качества  сборки  или  наличия  упругой  деформации
          продольных осей валов шестерен, что определяется по смещению пятен
          контакта на рабочей поверхности зубьев шестерен при работе редуктора;
               - выявление  и  исследование  дополнительных  трещин  на  основе
          дефектоскопического  контроля  разрушенных  и  сопряженных  с  ними  не
          разрушенных деталей;
               - трасологический  анализ  повреждений,  образовавшихся  при
          работе и разрушении;
               - измерение необходимых геометрических размеров;
               - исследование качества материала (соответствие марки материала,
          термической,  химико-термической  обработки  и  твердости  требованиям
          ТУ на деталь).
               Как следует из изложенного, имеющимися знаниями пренебрегли.
          А неоднократные обращения, начиная с 2007 года, в адрес разработчика
          главного редуктора ВР-29 ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», от НИЦ ЭРАТ и
          других  органов  военного  управления  остались  без  внимания.  Их
          представители  при  расследовании  причин  разрушения  ведомой


          Сборник №26                    274
   271   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281