Page 274 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 274
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
2009…2010 гг. в условиях эксплуатации проводилось вибрографирование
главного редуктора ВР-29 специалистами ФГУП «ЦИАМ
им. П.И. Баранова» и ОАО «Роствертол» при также участии специалистов
НИЦ ЭРАТ в соответствии с Методическими указаниями.
За весь период проведения контроля вибросостояния главных
редукторов ВР-29 на предприятиях промышленности и в
эксплуатирующих частях не выявлено ни одного случая отстранения
их от дальнейшей эксплуатации. В тех случаях, когда значения
параметров вибрографирования превышали допустимые уровни, после
дополнительных проверок вибросостояния редукторы допускались к
дальнейшей эксплуатации.
Проверка вибросостояния главного редуктора ВР-29 в условиях
эксплуатации была введена бюллетенем № 028.9.0.0003.04 (294.0011-БЭ) от
17.02.09 г. Он первоначально предполагал выполнять работы в течение
первых 50±5 часов налета вертолета через каждые 10±1 часов, затем – через
каждые 50±5 часов. Впоследствии, исходя из того, что ни один редуктор по
результатам вибрографирования не был отстранен от эксплуатации, а
каждый замер вибросостояния индивидуален и не зависит от предыдущего,
было рекомендовано периодичность проверок вибросостояния в течение
первых 50±5 часов наработки увеличить до 20±5 часов.
Такими же оказались и результаты проведения тензометрирования
конической шестерни 294-1601-381 главного редуктора ВР-29. Они
показали, что величины резонансных напряжений в ее ободе являются
2
незначительными и составляют не более 3 кгс/мм . При этом уровень
напряжений на зубчатом венце достаточно велик, а суммарные замеренные
2
динамические напряжения достигают 20 кгс/мм . В случае некачественного
изготовления и сборки указанный уровень может возрастать и быть
причиной разрушения шестерни. И вновь предположения.
Но, вместе с тем, для повышения прочности шестерни
294-1601-381 было рекомендовано уменьшить суммарные переменные
изгибные напряжения в ее ободе на 20-30% за счет внедрения
конструктивно-технологических мероприятий. А до внедрения
мероприятий по повышению динамической прочности шестерни
294-1601-381 в эксплуатации предполагалось оценивать техническое
состояние входной конической передачи по уровням вибрации на
зубцовой частоте в диапазоне частот вращения n=8000-8100 об/мин.
Но наступил 2010 год и 27 февраля произошел четвертый случай
разрушения шестерни 294-1601-381 редуктора ВР-29 № 27529ВР1050001
при отработке на стенде первого цикла испытаний на режиме
«номинальный II». На данном редукторе в 2007 г. уже имел место
подобный отказ, который описан выше. Внешнее проявление отказа –
рост виброскорости по правому входу до 70 мм/с (ТУ не более 60 мм/с).
При разборке редуктора в ОАО «Редуктор-ПМ» выявлена сквозная
трещина, проходящая по впадине зубчатого венца, диафрагме и ступице
шестерни 294-1601-381 правого привода правого входного редуктора
главного редуктора ВР-29 (рисунок 6).
Сборник №26 272