Page 281 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 281
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
несостоятельность этой идеи, как с методологической, так и с
практической точки зрения.
Сам принцип разделения объектов исследования на основании
классификации авиационных событий изначально является ущербным,
т.к. основан на непонимании природы отказа.
Дело в том, что любой, даже, так называемый, случайный отказ, как
правило, неслучаен в том смысле, что имеет вполне детерминированную
причинно-следственную природу. А вот его проявление и последствия могут
иметь случайный характер. В частности, один и тот же конструктивно-
производственный недостаток может быть причиной отказа, как в воздухе,
так и на земле. Причем, если отказ произошел в воздухе, то он может
привести, как к авиационному происшествию, так и к инциденту, а может
вообще не иметь последствий в виде какого-либо авиационного события.
Означает ли это то, что методология и организация исследования
по установлению причины отказа должна зависеть от этой случайности?
Очевидно, что нет.
Поэтому существующая методология исследования объектов
аварийной или отказавшей АТ подразумевает разделение объектов по
предметной области, т.е. по специальностям, а также в соответствии с
приведенными выше системными уровнями, но не в соответствии со
случайно сложившимися обстоятельствами, при которых проявился
отказ техники.
Если рассматривать «новаторскую» идею с практической точки
зрения, то следует отметить, что поток отказов АТ, выявленных на
земле, примерно на порядок превосходит количество авиационных
происшествий, связанных с отказами АТ. Именно поэтому опыт поиска
и установления причины отказа техники как раз и накапливается при
выполнении исследований на объектах, более или менее сохранивших
свою целостность. А вот специалист, не «отягощенный» этим опытом,
вряд ли сможет «увидеть» признаки отказа среди груды обломков на
месте авиационного происшествия.
Приведенный случай является примером нарушения одного из
основных принципов исследований – принципа системности.
Сам по себе принцип системности сформулирован еще древними
греками и до нашего времени дошел в следующем виде: «Целое всегда
больше, чем сумма его составных частей». По отношению к
исследованиям объектов аварийной или отказавшей АТ этот принцип
применим по вполне очевидным основаниям.
Очевидность системного подхода обусловлена как объектом, так и
предметом этих исследований. Действительно, сложность современного
воздушного судна подразумевает исследования не только, и даже не
столько, его отдельных частей, систем и агрегатов, сколько исследования
их взаимосвязей и взаимовлияния и, в конечном счете, влияния на
состояние воздушного судна в целом.
В свою очередь, установление причин отказов отдельных
агрегатов и систем воздушного судна невозможно без исследования их
279 Сборник №26