Page 280 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 280
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
В свое время, в период Великой Отечественной войны в Советском
Союзе была создана научно-экспериментальная база по ремонту
материальной части ВВС Красной Армии, которая в течение
последующих десятилетий преобразовалась в Государственный научно-
исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной
техники Министерства обороны Российской Федерации (ГосНИИ ЭРАТ).
С самого начала институт позиционировался как прикладная
научно-исследовательская организация, плотно работающая не только с
эксплуатирующими частями, но и с авиаремонтными предприятиями, с
предприятиями-разработчиками и изготовителями АТ военного
назначения. Поэтому его развитие происходило в соответствии с теми
практическими задачами, которые приходилось решать для обеспечения
исправности и боеготовности этой техники.
Следствием стала уникальная структура научных исследований, не
свойственная ни одной научно-исследовательской организации в
Министерстве обороны. А именно, в институте исследования
выполнялись на четырех системных уровнях:
- на уровне организации эксплуатации и ремонта АТ и вооружения
(нормативная документация, организационно-штатная структура ИАС и т.п.);
- на уровне воздушного судна (техническая эксплуатация
самолетов учебной, фронтовой, дальней и транспортной авиации,
вертолетов, беспилотников);
- на уровне отдельных агрегатов и систем воздушного судна и
авиационного вооружения (надежность, эксплуатационная и ремонтная
технологичность ГТД, РЭО, авиационных пушек и т.п.);
- на уровне деталей конструкции, материалов и веществ
(эксплуатационные свойства металлов, неметаллов, специальных
жидкостей и ГСМ, исследование микробиологических объектов и т.п.).
Такой подход позволял проводить комплексные исследования с
отработкой компетентных и, главное, практически реализуемых
рекомендаций, как для строя, так и для промышленности.
Именно на основе этого подхода в институте была создана научно-
практическая школа исследований объектов аварийной или отказавшей АТ.
В ходе последующего реформирования научно-исследовательских
организаций Министерства обороны, в сферах, по-видимому, слабо
разбирающихся в сущности подобных исследований, возникла
«новаторская» идея создания практически на пустом месте отдельной
организации, которая выполняла бы незначительную часть этой работы,
но только в интересах расследования авиационных происшествий.
В контексте предыдущих рассуждений (см. Рис. 1) речь идет об
аварийной, но не отказавшей технике, а также о части аварийной и
отказавшей техники. Остальная часть аварийной и отказавшей техники
(авиационные инциденты) и также техника отказавшая, на земле,
«новаторов», по-видимому, не интересовала.
Оставляя за рамками проблему подготовки специалистов, которая
представляет собой отдельную тему, следует отметить очевидную
Сборник №26 278