Page 280 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 280

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               В свое время, в период Великой Отечественной войны в Советском
          Союзе  была  создана  научно-экспериментальная  база  по  ремонту
          материальной  части  ВВС  Красной  Армии,  которая  в  течение
          последующих  десятилетий  преобразовалась  в  Государственный  научно-
          исследовательский  институт  эксплуатации  и  ремонта  авиационной
          техники Министерства обороны Российской Федерации (ГосНИИ ЭРАТ).
               С  самого  начала  институт  позиционировался  как  прикладная
          научно-исследовательская  организация,  плотно  работающая  не  только  с
          эксплуатирующими  частями,  но  и  с  авиаремонтными  предприятиями,  с
          предприятиями-разработчиками   и   изготовителями   АТ   военного
          назначения.  Поэтому  его  развитие  происходило  в  соответствии  с  теми
          практическими  задачами,  которые  приходилось  решать  для  обеспечения
         исправности и боеготовности этой техники.
               Следствием стала уникальная структура научных исследований, не
         свойственная  ни  одной  научно-исследовательской  организации  в
          Министерстве  обороны.  А  именно,  в  институте  исследования
          выполнялись на четырех системных уровнях:
               - на  уровне  организации  эксплуатации  и  ремонта  АТ  и  вооружения
          (нормативная документация, организационно-штатная структура ИАС и т.п.);
               - на  уровне  воздушного  судна (техническая  эксплуатация
          самолетов  учебной,  фронтовой,  дальней  и  транспортной  авиации,
          вертолетов, беспилотников);
               - на  уровне  отдельных  агрегатов  и  систем  воздушного  судна  и
          авиационного  вооружения (надежность,  эксплуатационная  и  ремонтная
          технологичность ГТД, РЭО, авиационных пушек и т.п.);
               - на  уровне  деталей  конструкции,  материалов  и  веществ
          (эксплуатационные   свойства   металлов,   неметаллов,   специальных
          жидкостей и ГСМ, исследование микробиологических объектов и т.п.).
               Такой  подход  позволял  проводить  комплексные  исследования  с
          отработкой  компетентных  и,  главное,  практически  реализуемых
          рекомендаций, как для строя, так и для промышленности.
               Именно на основе этого подхода в институте была создана научно-
          практическая школа исследований объектов аварийной или отказавшей АТ.
               В  ходе  последующего  реформирования  научно-исследовательских
         организаций  Министерства  обороны,  в  сферах,  по-видимому,  слабо
          разбирающихся   в   сущности   подобных   исследований,   возникла
          «новаторская»  идея  создания  практически  на  пустом  месте  отдельной
          организации, которая выполняла бы незначительную часть этой работы,
          но только в интересах расследования авиационных происшествий.
               В  контексте  предыдущих  рассуждений (см.  Рис. 1)  речь  идет  об
          аварийной,  но  не  отказавшей  технике,  а  также  о  части  аварийной  и
          отказавшей  техники.  Остальная  часть  аварийной  и  отказавшей  техники
          (авиационные  инциденты)  и  также  техника  отказавшая,  на  земле,
          «новаторов», по-видимому, не интересовала.
               Оставляя за рамками проблему подготовки специалистов, которая
         представляет  собой  отдельную  тему,  следует  отметить  очевидную


          Сборник №26                    278
   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284   285