Page 260 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 260
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИЧИНЫ
РАЗРУШЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ
САМОЛЕТА-БОМБАРДИРОВЩИКА В ВОЗДУХЕ.
В.А. Белокопытов
кандидат технических наук, НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ
М.А. Омельянов
НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ
И.А. Уваров
НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ
В одной из авиационных частей в 2012 году произошел следующий
случай. Самолет-бомбардировщик выполнял имитацию дозаправки в
воздухе. После выполнения данного упражнения у самолета-заправщика
произошел отказ унифицированного подвесного агрегата заправки
(УПАЗ), выразившийся в невозможности уборки шланга перекачки
топлива. Экипаж аварийного самолета предпринял попытку
«подтолкнуть» шланг перекачки топлива за счет контактирования с
конусом-датчиком шланга. После выполнения контактирования, через
1 сек, экипаж аварийного самолета увидел яркую желто-оранжевую
вспышку в задней части своего самолета, начались резкие колебания
самолета по тангажу, крену и рысканию. Экипаж, определив поведение
самолета как отказ системы управления самолетом, катапультировался.
Исследование фрагментов аварийного самолета на месте
авиационного происшествия выполнялось специалистами научно-
исследовательской летающей лаборатории НИЦ (г. Люберцы).
Анализом кроков места авиационного происшествия было
установлено (рисунок 1), что фрагменты конструкции самолета
находились на значительном удалении (около 4 км) по траектории полета
от места падения основных частей самолета. Данный факт
свидетельствовал о разрушение конструкции самолета-бомбардировщика
в воздухе. На максимальном удалении от места падения самолета были
обнаружены фрагменты обшивки планера в районе третьего топливного
бака и фрагменты каналов воздухозаборников силовой установки
самолета, что свидетельствовало о первоначальном разрушении
конструкции самолета-бомбардировщика в указанных местах.
На месте падения заправляемого самолета был обнаружен конус-
датчик УПАЗ самолета-заправщика с фрагментом топливного шланга, а
также штанга ПВД заправляемого самолета.
Характерной особенностью технического состояния фрагментов
внешней обшивки планера самолета в районе третьего топливного бака
являлась их остаточная деформация (выгнутость) в направлении
изнутри наружу. Разрушение обшивки панелей фюзеляжа в основном
происходило в местах ее крепления к внутренним силовым элементам
(по заклепочным швам) На поверхности разрушения обшивки панелей
наблюдались участки сдвиговой пластической деформации материала.
Сборник №26 258