Page 260 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 260

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИЧИНЫ
          РАЗРУШЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ
          САМОЛЕТА-БОМБАРДИРОВЩИКА В ВОЗДУХЕ.

          В.А. Белокопытов
          кандидат технических наук, НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ
          М.А. Омельянов
          НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ
          И.А. Уваров
          НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ

               В одной из авиационных частей в 2012 году произошел следующий
          случай.  Самолет-бомбардировщик  выполнял  имитацию  дозаправки  в
          воздухе. После выполнения данного упражнения у самолета-заправщика
          произошел  отказ  унифицированного  подвесного  агрегата  заправки
          (УПАЗ),  выразившийся  в  невозможности  уборки  шланга  перекачки
          топлива.   Экипаж   аварийного   самолета   предпринял   попытку
          «подтолкнуть»  шланг  перекачки  топлива  за  счет  контактирования  с
          конусом-датчиком  шланга.  После  выполнения  контактирования,  через
          1 сек,  экипаж  аварийного  самолета  увидел  яркую  желто-оранжевую
          вспышку  в  задней  части  своего  самолета,  начались  резкие  колебания
          самолета  по  тангажу,  крену  и  рысканию.  Экипаж,  определив  поведение
          самолета как отказ системы управления самолетом, катапультировался.
               Исследование  фрагментов  аварийного  самолета  на  месте
          авиационного  происшествия  выполнялось  специалистами  научно-
          исследовательской летающей лаборатории НИЦ (г. Люберцы).
               Анализом  кроков  места  авиационного  происшествия  было
          установлено (рисунок 1),  что  фрагменты  конструкции  самолета
          находились на значительном удалении (около 4 км) по траектории полета
          от  места  падения  основных  частей  самолета.  Данный  факт
         свидетельствовал о разрушение конструкции самолета-бомбардировщика
         в  воздухе.  На  максимальном  удалении  от  места  падения  самолета  были
         обнаружены фрагменты обшивки планера в районе третьего топливного
          бака  и  фрагменты  каналов  воздухозаборников  силовой  установки
          самолета,  что  свидетельствовало  о  первоначальном  разрушении
          конструкции самолета-бомбардировщика в указанных местах.
               На  месте  падения  заправляемого  самолета  был  обнаружен  конус-
          датчик  УПАЗ  самолета-заправщика  с  фрагментом  топливного  шланга,  а
         также штанга ПВД заправляемого самолета.
               Характерной особенностью технического состояния фрагментов
         внешней обшивки планера самолета в районе третьего топливного бака
          являлась  их  остаточная  деформация (выгнутость)  в  направлении
          изнутри наружу. Разрушение обшивки панелей фюзеляжа в основном
          происходило в местах ее крепления к внутренним силовым элементам
         (по заклепочным швам) На поверхности разрушения обшивки панелей
         наблюдались участки сдвиговой пластической деформации материала.


          Сборник №26                    258
   255   256   257   258   259   260   261   262   263   264   265