Page 18 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 18
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
04.12.13 АПБЧЖ с самолетом Боинг 747-281В EK-74798 ООО
«Ветеран Авиа» Республики Армения в а/п Абуджа (ФР Нигерия)
Экипаж в составе 4 человек выполнял рейс по перевозке грузов. На
борту ВС находились 2 инженера для технического обслуживания в
аэропортах посадки.
На аэродроме Абуджа проводились ремонтные работы на ВПП.
Предупреждение об ограничении длины ВПП до 2500 м (NOTAM) перед
вылетом до экипажа доведено не было. Полет планировался с
максимальной взлетной и посадочной массой с использованием полной
длины ВПП 3600 м. При заходе на посадку в информации ATIS
предупреждение об ограничении длины ВПП до 2500 м и нахождении
строительной техники вблизи ВПП у РД3 отсутствовало.
Светосигнальное оборудование на нерабочей части ВПП не было
отключено, предупреждающая маркировка на ВПП отсутствовала.
Строительная техника находилась непосредственно вблизи ВПП без
освещения и маркировки.
Временные ограничительные огни конца ВПП, установленные
ремонтниками, были запитаны от бытового генератора и плохо заметны
на фоне огней ВПП.
За временным порогом ВПП, на удалении 30 м по оси ВПП
находилась зона вскрытия покрытия ВПП (яма размером 10х20 м,
глубиной до 150 мм). Прием ВС осуществлялся без наличия концевой
полосы торможения.
После посадки, на пробеге экипаж в свете фар увидел временные
ограничения на ВПП, пытался отвернуть на РД3, но значительная масса
ВС и скорость около 90 узлов не позволили выполнить маневр. Самолет
сошел с ВПП и столкнулся с тяжелой строительной техникой, получив
серьезные повреждения. Возникший на втором двигателе пожар экипажу
не удалось потушить бортовыми средствами, пожар был потушен
прибывшими пожарными расчетами.
В результате АП самолет получил значительные повреждения.
Находившиеся на борту люди не пострадали.
* * *
В 2013 г. 3 АП с тяжелыми самолетами произошли при заходе на
посадку, из них 2 – при уходе на второй круг, одно АП произошло при
выполнении взлета, с последующим выкатыванием ВС за пределы
ВПП, одно АП произошло после посадки, на пробеге, одно АП – при
запуске двигателей.
Анализ АП с тяжелыми самолетами позволяет говорить о
снижении профессионального уровня летного состава. По различным
причинам в ряде авиакомпаний сложился дефицит подготовленных
пилотов. С целью покрытия этого дефицита для переучивания пилотов по
освоению новой техники нередко практикуются сокращенные курсы,
принимается на работу летный состав, не имеющий необходимого опыта
и профессиональной подготовки, в том числе и на тренажерах, и не
соответствующий квалификационным требованиям.
Сборник №26 16