Page 210 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 210
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Фрактографическим исследованием изломов по вскрытой
трещине, проведенным с использованием растрового электронного
микроскопа EVO 40 фирмы Карл Цейс, установлено, что зона начального
разрушения сформирована от поверхности корпуса и в ней отсутствуют
какие-либо признаки дефектного состояния материала (рис. 3).
Рис. 3. Вид излома корпуса редуктора около очага разрушения.
Фрагменты в виде кусков материала являются посторонними частицами,
внедрившимися в поверхность излома в процессе разрушения детали.
На поверхности разрушения наблюдаются регулярно сформированные
макролинии усталостного разрушения (рис. 4). Вместе с тем по направлению
роста трещины имеются участки интенсивного окисления излома, где
макролинии едва выражены и участки с незначительным окислением излома,
где указанные линии отчетливо выявляются.
Согласно многочисленным исследованиям ГосЦентра безопасности
полетов и разработанной на их основе методике показано, что каждый
блок мезолиний, регулярно повторяющийся по направлению роста
трещины, характеризует расстояние, на которое продвигается трещина за
один полет. В пределах группы мезолиний могут иметь место вариации в
характере их формирования в связи с тем, что полеты воздушного судна в
зависимости от выполняемой работы могут отличаться друг от друга на
разных этапах эксплуатации.
Этот факт отражен на рельефе излома, когда на значительной длине
(более 60 мм) выявлены признаки интенсивной затертости поверхности,
что указывает на низкую скорость разрушения и малое раскрытие берегов
Сборник №26 208