Page 207 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 207
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПУСА ГЛАВНОГО
РЕДУКТОРА ВР-8А № СР84201012 ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22300.
А.Л. Тушенцов
член Совета ОРАП, начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов
А.А. Шанявский
начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов, д.т.н., профессор
А.А. Тушенцов
ведущий инженер отдела ГосЦентра безопасности полетов
12.05.2012 при выполнении технического обслуживания вертолета
Ми-8Т RA-22300 обнаружена течь масла в районе верхнего правого узла
крепления редукторной рамы из-за трещины в корпусе редуктора в зоне
правого переднего фланца его крепления к вертолету.
В ГосЦентр безопасности полетов поступил на исследование
фрагмент корпуса 7971.1816 главного редуктора ВР-8А № СР84201012
вертолета Ми-8Т RA-22300 ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг».
Редуктор ВР-8А № СР84201012 выпуска 05.04.1974 наработал с
начала эксплуатации 7320 часов, в том числе 527 часов после последнего
ремонта, выполненного 01.12.2010 в ОАО «УЗГА».
По данным архива исследовательской базы ранее аналогичные
разрушения корпуса редуктора отмечались дважды.
Первое разрушение отмечено в 1989 году на редукторе выпуска
1980 года с наработкой 7039 часов, в том числе 1145 часов после
последнего ремонта. Разрушение носило усталостный характер и было
вызвано (заключение от 09.07.1990 исх. № 80.103-4348) сочетанием
повышенной напряженности корпуса в зонах бобышек узлов
крепления (от реактивного момента несущего винта) и коррозионных
повреждений материала.
Второе разрушение отмечено в 1998 году на редукторе выпуска
1983 года с наработкой с начала эксплуатации 9829 часов, в том числе 940
часов после последнего ремонта. В результате исследования (заключение
от 25.01.1998 № 8199-АТ/103) установлено, что развитие трещины
произошло за 1700 полетных циклов и вызвано, как и в первом случае,
сочетанием повышенной напряженности корпуса в зонах бобышек узлов
крепления (от реактивного момента несущего винта) и коррозионных
повреждений материала в этом месте.
Исследование проводилось с целью установления причины
образования трещины в корпусе редуктора по методике,
предусматривающей выполнение следующих работ:
– оценка технического состояния поступившего на исследование
фрагмента корпуса редуктора;
– спектральный анализ и измерение твердости материала корпуса
редуктора;
– вскрытие трещины и фрактографический анализ изломов корпуса
редуктора.
205 Сборник №26